Экспонат с выставки Чарльза Авери.
Фото Олега Краснова
В разгар перекрестного Года России и Франции организация CulturesFrance, ответственная за проведение этого мероприятия с французской стороны, пригласила российских журналистов в Париж, чтобы показать им современное измерение своей культуры. Во Франции продвижению и развитию современного искусства на государственном уровне уделяется не меньше внимания, чем сохранению культурного наследия или туризму. Цель на первый взгляд проста – сохранить за Францией статус законодателя мод и не позволить Парижу потерять имидж культурной столицы, притягивающей к себе творческих людей со всего мира. На завоевание мирового лидерства в области творчества направлена целая сеть региональных фондов современного искусства, музеев, частных галерей и boutique-отелей. Этим летом ставка сделана именно на contemporary art – ему посвящены все крупнейшие мероприятия.
Центральное место занимает, конечно, Центр Жоржа Помпиду. Сейчас два его этажа отданы под выставку Elles, посвященную женщинам-художникам XX–XXI веков от Фриды Кало до Аннет Мессаже, Луиз Буржуа и Моны Хатум. До 19 июля в музее будет также работать большая ретроспектива Люсьена Фрейда. Можно посмотреть еще две экспозиции: фантазию на тему современного урбанизма Dreamlands и «Обещания из прошлого», посвященную искусству Центральной и Восточной Европы.
В мае 2010 года Центр Помпиду обзавелся собственным филиалом в городе Мец – амбициозный и долгожданный проект стоимостью в 86 млн. евро открыл президент Франции Николя Саркози. Строительство нового здания в 300 км к востоку от Парижа было вызвано острой нехваткой площади парижского музея. Мец выбрали неспроста: планируется, что, расположенный в столице Лотарингии, недалеко от Германии, Люксембурга и Бельгии, он будет привлекать около 400 тыс. посетителей в год и тем самым подстегнет развитие промышленного и депрессивного города. Благодаря проекту в Меце появится еще одна архитектурная достопримечательность – здание, построенное по проекту японца Сигеру Бана и француза Жана де Гастена, станет вторым шедевром после готического собора Сент-Этьен, который славится витражами Марка Шагала. У Centre Pompidou-Metz нет собственной коллекции, он будет несколько раз в год принимать выставки из запасников «старшего коллеги». Первая экспозиция под названием «Что такое шедевр?» включает 800 произведений от Матисса и Пикассо до Филиппа Старка, Джакометти, Картье-Брессона, Ива Кляйна, Джексона Поллока, Хуана Миро и т.д. Выставка заставляет задуматься о том, какой смысл мы вкладываем в понятие «шедевр нашего времени», не предлагая какого-то одного ответа.
Парижский Palais de Tokyo этим летом заслуживает отдельного посещения. Авангардный центр искусства, традиционно отдающий предпочтение новичкам, и Музей современного искусства Парижа, занимающие два крыла одного здания, впервые за 70 лет объединились, чтобы сделать совместную выставку Dynasty. Проект представляет публике молодое поколение французских художников: 40 авторов от 25 до 35 лет подготовили по два произведения (для каждого из двух музеев). Все участники прошли через тщательный отбор кураторов, которые искали претендентов по различным институциям, галереям и учебным заведениям Франции и рассмотрели более тысячи досье.
Купив билет на Dynasty, можно посетить бесплатно выставку «Урок истории», показывающую панораму современного искусства России за последние 30 лет. Экспозиция в Palais de Tokyo проходит в рамках официальной программы Года России во Франции. Около 30 художников (AES+F, Анна Желудь, Ирина Корина, Хаим Сокол, Игорь Макаревич, Эдуард Гороховский), по мнению куратора Иосифа Бакштейна, отражают исторический, культурный, социальный и политический контекст творчества в России. Французская же критика приняла экспозицию крайне прохладно, упрекнув в отсутствии внятной концепции и нагромождении объектов в тесном пространстве. Если французская Dynasty оставляет после просмотра ощущение свежести и устремлена в будущее, то российский «Урок истории» вызывает много вопросов.
Тех, кому всего перечисленного явно недостаточно, в Париже ждет еще много интересного. Особым ценителям придется добраться до 19-го округа Парижа, где находится площадка Регионального фонда современного искусства Иль-де-Франс Le Plateau, где впервые выставлен многообещающий шотландец Чарльз Авери (его «Ономатопея. Часть I» – мир выдуманного острова, в который художник погружает посредством рисунков, текстов и скульптуры). В фонде Cartier продолжается ироничная выставка рисунков японского кинорежиссера, художника Такеши Китано. В Европейском доме фотографии проходит еще одна официальная российская выставка – «Фотография новой России», а в Petit Palais любители моды ждет первая ретроспектива кутюрье Ива Сен-Лорана. Не стоит забывать и о частных галереях, которых в Париже великое множество, – прогулка по галереям квартала Сен Жермен-де-Пре может стать самым ярким арт-воспоминанием о Париже.