Волшебник блюза Гари Мур.
Фото Reuters
Когда-то ирландец Гари Мур играл рок. Многие любят его за альбомы группы Thin Lizzy. Многие – за сольные диски 80-х. А в Москву 18 апреля он привез фантастический блюз. В который, собственно, и ушел с головой лет 20 назад.
Мне не доводилось прежде бывать в «Крокус Сити Холле» – и он приятно порадовал. В первую очередь хорошей акустикой, сбалансированным звуком, приспособленностью к выступлениям артистов высокого класса. Пусть я дислоцировался далеко от сцены, проблем с восприятием музыки не было ни малейших.
Сетлист состоял из динамичных и медленных блюзов. Динамичные вещи получились огнедышащими, медленные ≈ искрометными.
Мур начал с четырех энергичных композиций – Oh Pretty Woman, Bad for You Baby, Down the Line и Since I Met You Baby. Потянуло в пляс, но рамки зрительных рядов стесняли. Впрочем, стесняли они не всех. Ближе к концу выступления, во время исполнения Too Tired джентльмен в голубом свитере раскрепостился в проходе у сцены, пританцовывая и размахивая руками.
У Гари Мура есть песня, которую, наверное, слышали все. Это Still Got the Blues с одноименного альбома 1990 года. Это хит, написанный и сыгранный по всем хитовым стандартам. Разумеется, Мур его исполнил. Исполнил вдохновенно. На первые знакомые аккорды публика отреагировала пароксизмом восторга. Однако хит не стал кульминацией вечера – скорее, обязательным элементом высококлассной программы.
Кульминация пришлась приблизительно на вторые полчаса. Сначала Мур объявил Have You Heard, вещь британского блюзмена Джона Мэйалла. Это был первый медленный блюз за вечер, причем блюз, стремящийся в бесконечность. Минут десять Гари настолько живо, изобретательно, с потрясающим «филингом» обволакивал квадраты гитарными соло, варьируя темп и мелодику, что оставалось лишь закрыть глаза и упиваться музыкой.
Те же эмоции вызвала и сыгранная чуть позже композиция I Love You More Than You'll Ever Know из репертуара Эла Купера. Ритм-секция (очень органичная!) умело вводила в транс, а Мур придавал этому трансу настроение и оттенки – в зависимости от того, что чувствовал сам.
Между двумя десятиминутными сеансами блюзового катарсиса нам подали еще один, на сей раз весьма лапидарный, музыкальный шедевр - All Your Love. Его особенность заключалась в том, что на первый план уверенно вышел ритм, и из-за этого композиция получилась кошачьей, пластичной, негритянской.
Белые, как известно ироничным любителям баскетбола, не умеют летать, но вот играть блюз со вкусом – умеют. Hey, hey, the blues is alright – прощаясь, заводил зал Гари. И это была правда. С блюзом в этот вечер все было абсолютно alright.
Последние аккорды Parisienne Walkways публика впитывала, сорвавшись с мест и буквально прижавшись к сцене – а перед ними солировал Гари Мур. Он доказал, что надпись на рекламном плакате не была простой завлекаловкой. Он не рекламный волшебник блюза, а всамделишный.
Вспоминая рок-бэграунд Гари, понимаешь, почему на Руси не выросло рока хорошего европейского класса. Да потому что мало кто умел и хотел с чувством и вкусом играть блюзовые квадраты. Как Мур. Ведь это – основа основ.