0
2110
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

09.04.2010 00:00:00

От дефолта к миражам

Тэги: антонов, фотография


антонов, фотография Герои Антонова: Сальма Хайек, Джонни Депп, Бред Питт.
Фото Павла Антонова для Vanity Fair, видеопроекты Роберта Уилсона

Павел Антонов – единственный русский штатный фотограф американского издательского дома Conde Nast publications. Его карьера на Западе началась с двух фотографий спектакля Анатолия Васильева «Бесы», которые он продал одному шведскому журналу. Позже Антонов уехал в Америку, где его фотоработы заметил театральный режиссер Роберт Уилсон, показал дизайнеру Донне Каран, которая устроила выставку Антонова в Нью-Йорке. Антонова начиали печатать в New York Times, ELLE, Marie Claire, W-magzine, Time Out New York, Vogue. C 2006 года он сотрудничает с Vanity Fair, журналом, посвященным политике, моде и другим аспектам массовой культуры. Насколько меняет стиль жизни эмигранта из России и как ведут себя голливудские звезды, Павел Антонов рассказал корреспонденту «НГ» Елене Кутловской.

– Паша, почему ты уехал из России, ведь ты и здесь был известным фотографом?

– В 1989 году я впервые попал за границу. После съемки спектакля «Гамлет» в постановке Ингмара Бергмана меня пригласил посетить Стокгольм ведущий актер Шведского королевского театра Питер Стормаре. Меня обеспечили работой. Можно было остаться, но я сбежал.

– Сбежал из комфортной Швеции?

– Там было скучно и предсказуемо-провинциально по сравнению с Москвой. В России были друзья, программа «Взгляд», надежды на лучшую жизнь. А вот в 1998 году уже никаких надежд не осталось. Был дефолт – и в стране, и в личной жизни. Друзья стали спиваться или уезжать. И я купил билет в Америку. Но не потому, что стремился к пресловутой американской мечте. Просто была открыта американская виза, и я решил использовать то, что есть. Я летел не в Америку, а уезжал из России. В Америке меня никто не ждал. В России я никому не был нужен. Денег не было. Я думал, что улетаю на месяц.

– Так просто – поехал на месяц, а стал фотографом Conde Nast?

– Работать в легендарном издательстве, с которым сотрудничали лучшие фотографы мира, я мечтал всегда. Делая любую, самую незначительную съемку, я мысленно представлял, что снимаю для Vogue или Vanity Fair. Через семь лет после приезда в Америку на одном из бесплатных веб-сайтов я увидел объявление, что издательству Conde Nast publications требуется штатный фотограф. Меня удивило, что такое солидное издание ищет сотрудников через бесплатный интернет-портал, подумал – это шутка. Но на всякий случай подал заявку, прошел первое интервью, второе. Мне пришлось ждать два месяца будучи первым в списке из нескольких десятков тщательно отобранных кандидатов. В конце этого ожидания ко мне подошел Боб Уилсон и сказал, что ему звонили из журнала, расспрашивали обо мне целый час и он дал прекрасные рекомендации. Боб был счастлив, когда это рассказывал. Я был очень польщен.

– Что ты делал до того, как получил эту работу?

– Обычно мне предлагали снимать приезжающих новых русских, или так называемую русскую мафию с Брайтон-Бич. Сейчас я думаю, что просто не был готов к полноценной работе на американскую корпорацию. Здесь совсем другая жизнь и работа, чем в России. Об этом можно судить по уровню развития этих стран.

– Подробнее о разнице в стиле работы между Россией и Западом?

– Есть такая поговорка: «В Америке живут, чтобы работать, а в Европе работают, чтобы жить». В России говорят: «Работа не волк – в лес не убежит». Вот и вся разница

– Ты один из лучших фотографов, снимающих театр. Сейчас театральная фотография практически умирает.

– Театральная фотография незаслуженно лишилась права называться искусством. Большие режиссеры понимают, что хорошая фотография передает «душу» спектакля лучше, чем среднее видео. Режиссеры, с которыми мне приходилось встречаться или работать – а среди них Анатолий Васильев, Ингмар Бергман, Пина Бауш, Питер Штайн, Питер Брук, Роберт Уилсон, – никогда не позволили бы снимать свои работы некомпетентному человеку. В Америке я снимаю замечательные постановки. Грех жаловаться. И в России снимал лучшие. Театральная постановка, как мираж, рисунок на песке, существует только здесь и сейчас. Для сравнительно небольшой группы зрителей. Мне нравится фотографировать миражи.

– У тебя много портретов звезд театра и кино. Как они ведут себя на съемках?

– Ну, здесь все просто – чем меньше «звезда», тем больше гонор. Бред Питт – замечательный парень, Джонни Дэпп – молчаливый скромняга. На сете, чтобы не напрягать никого, он старался незаметно стряхивать пепел в манжет штанины и покраснел, когда кто-то побежал за пепельницей.

– То есть чванливости или высокомерия ты почти не замечал среди «великих»?

– Крайне редко. Скажем, Роберт Уилсон, режиссер, на которого молятся актеры, режиссеры и дизайнеры всего мира, ужинает вместе со всеми за общим столом в своем центре в Уотермилле. У меня была всего одна стычка с моделью – ею была замечательная актриса Изабель Юппер.

– Говорят, Юппер – сама скромность┘

– Юппер пришла в студию – маленькая, скромная, похожая на сельскую учительницу. Я стоял на улице и курил, ожидая, когда закончится подготовка к съемке. Неожиданно ко мне подбежал техник-француз и сказал, что Изабель кроет меня последними словами. Из-за софитов она видела только камеру и не знала, что меня у камеры нет┘ Думаю, таким образом она входила в образ, а я был выбран «мальчиком для битья». Я подошел к ее бойфренду, который сидел в гримерке, и сказал, что в «предбаннике» находятся два корреспондента – один из Paris Match, другой из New York Times – и ждут моих снимков. Если Изабель не успокоится, я снимать не буду при всей любви к ее мастерству. Через минуту Юппер подошла ко мне нежная и ласковая. Мы начали снимать.

– Тебя обидел внезапный гнев скромной француженки?

– Это моя работа, поэтому никаких обид!

– На съемку твои модели приезжают в шикарных авто и с кучей телохранителей?

– Бред Питт приехал на съемку на мотоцикле, Вайнона Райдер на машине, Роберт Дауни-младший прикатил в драной майке и на велосипеде. Это рациональные адекватные люди, которые понимают, что такое дорога на Олимп и чем она может кончиться. В Америке есть замечательная поговорка: «Не обижай людей по дороге наверх, потому что встретишь их на обратном пути».

– Ты много работаешь с Бобом Уилсоном. Среди некоторых наших «модных» режиссеров и критиков существует мнение, что Уилсон выдохся и это уже вообще «вторсырье».

– Роберт Уилсон забивает до отказа огромные залы в любой стране. В России часто хают другого, чтобы доказать, что они лучше. Для меня каждая работа Уилсона – эйфория. Он не режиссер в привычном понимании этого слова. Он – известный архитектор, признанный дизайнер, потрясающий художник-визионер. Его спонсоры – Louis Vuitton, Donna Karan, Calvin Klein! Он перфекционист и точен в мелочах. С ним работает замечательная команда. Кто из тех, кто говорит, что он выдохся, может похвастаться хотя бы частью его успехов и талантов? Кто из русских режиссеров ставит спектакли и делает выставки в лучших залах мира? Я видел многих – равных ему нет. И какая разница, что думают об Уилсоне какие-то «модные» режиссеры? Модный режиссер – это диагноз. Про таких на Брайтоне шутят: «У нас в Одессе все так умеют, только стесняются». Можно не понимать или не принимать творчества Уилсона, но говорить, что он «вторсырье», может только не уверенный в себе, завистливый или малообразованный человек.

– Какие творческие и душевные муки терзают художника, сумевшего сделать блестящую карьеру в эмиграции?

– Меня терзает желание снять проект в России. «Звезды» Садового кольца меня мало интересуют. Сил нет видеть всю чернуху, которая из России до нас доходит. Ведь и в советское время имидж россиянина был никаким, а сейчас чем гордиться? А я хочу гордиться страной, в которой я родился и вырос. Я бы хотел снять Россию моей мечты, сказку о стране и ее людях. Я хотел бы проехать через все республики и регионы, снимая так, как я снимаю для журналов мод, используя все знания, полученные и отточенные в Америке. Представляешь, как это интересно и здорово – просто пастух из Калмыкии, сталевар из Магнитогорска, прядильщица из Иванова, оленевод-эвенк... Это лица! Это судьбы! В глазах утонуть можно! А результатом съемки могла бы стать передвижная международная выставка и книга, которую не стыдно подарить президенту любой страны. Олимпийские игры не за горами. Чем будем хвастаться? Количеством «мерседесов» в Москве? Такой проект мне одному не поднять. Ищу спонсоров. Надеюсь, американцы дадут. На Россию не очень надеюсь. Патриотизм на моей родине не в моде.

– Как ты относишься к словосочетанию «арт-хаусный фотограф»?

– За словом «арт-хаус» часто прячется слабый профессионализм. Я просто профессионал.

– В 1996 году, до отъезда в Америку, ты был ранен в Грозном. Как тебя туда занесло?

– В Чечне есть добрая лужа моей крови. В 1996 году в Грозном я снимал историю для ТВ Швейцарии о Хайди Тальявини, которая работала в миссии ОБСЕ. Чудом уцелел после взрыва бомбы у здания правительства. Посекло немного. Зашивали без обезболивания, засунув в рот грязное полотенце, чтобы зубы не покрошились, когда я их сжимал, чтобы не кричать от боли. Был там еще раз в 1998 году. В этот раз, чтобы снимать портреты Басаева, Удугова и Масхадова для своей книги о России. А ты спрашиваешь, трудно ли было мне выжить в Америке? После такой школы я на Марсе без кислорода выживу. В России труднее. Я русский. Но я больше этого: я – Россиянин, гражданин огромной, многонациональной, богатой и потрясающе красивой страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1133
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2959
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2076
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1649

Другие новости