Актуальное искусство для восточных покупателей.
Фото предоставлено пресс-службой Art Dubai
В Дубае прошло самое значительное ежегодное событие в мире искусства Ближнего Востока – ярмарка современного искусства Art Dubai. Мероприятие проводится под патронатом его высочества шейха Мохаммеда бин Рашида аль-Мактума и объединяет художников, галеристов, кураторов и коллекционеров со всего мира.
Совсем молодая ярмарка (в этом году она проводится лишь в четвертый раз) уже успела наделать много шума. Во-первых, из-за невиданного интереса к современному искусству со стороны шейхов из разных эмиратов. Во-вторых, из-за огромной премии, объявленной ярмаркой, – фонд Abraaj Capital Art Prize составляет 1 млн. долл., которые ежегодно получают три финалиста, выбранные из сотни кураторских заявок.
В этом году в ярмарке участвовало около 70 галерей из 30 стран мира, хотя кризис сказался и здесь и организаторам не удалось привлечь достаточно галерей высокого уровня, как это было в прошлом году (не подействовала даже 20-процентная скидка на аренду выставочного стенда). Тем не менее на Art Dubai присутствовали галереи не только из Европы, США и Ближнего Востока, но и из Австралии, Мексики, Китая, Индии. Из русских дилеров участвовала только одна московская «Айдан-галерея» (в прошлом году к ней присоединились «Триумф» и Diehl+Gallery One).
Из русских на ярмарке присутствовала также Мария Байбакова, куратор и директор московской галереи Baibakov Art Projects. Она приняла участие в работе Международного арт-форума, который в этом году проходил под названием «Ключевые моменты». В течение пяти дней кураторы и художники из разных стран обсуждали вопросы арт-рынка, перспективы восточного искусства и современные связи Востока и Запада. Среди участников был, в частности, Ханс Ульрих Обрист, год назад названный журналом Art Review самым влиятельным человеком в мире искусства.
Традиционно галереи стараются привозить на ярмарку либо восточных художников, либо работы, заигрывающие с темой Востока, либо коммерческие произведения, рассчитанные не столько на восточных покупателей, сколько на европейцев, активно посещающих Дубай. Цены соответствующие: например, работа пакистанского художника Садкиана Наккаха, которого привезла лондонская Grosvenor Vadehra Gallery, была продана за 200 тыс. долл., а произведение нью-йоркской художницы Лейлы Тагиниа-Милани – за 80 тыс. долл.
По словам директора Art Dubai Джона Мартина, «спад в экономике не всегда негативно сказывается на работе художников. Напротив, такие времена – лучшая пора для истинных творцов, они могут целиком и полностью посвятить себя работе». Во время кризиса, с одной стороны, искусственно завышенные цены на работы молодых художников упали. Но с другой – на рынке по-прежнему остается капитал, который предоставляет начинающим художников большие возможности. Это подтверждают и результаты Art Dubai: многим участникам ярмарки удалось продать почти все выставленные произведения, а среди покупателей были члены королевской семьи, международные и региональные музеи, крупные частные коллекционеры из Ближнего Востока, Азии и Америки. Всего ярмарку посетили 18 тыс. человек.