Британский блюзмен, гитарист-виртуоз, певец с проникновенным бархатным баритоном Крис Ри в ходе гастрольного тура, начавшегося в конце января в Германии, заехал в Москву. Он представил в Кремлевском дворце новую программу The Very Best of Chris Rea┘ Still So Far to Go (осенью прошлого года вышел одноименный двойной CD-альбом с лучшими хитами его 30-летней музыкальной биографии). Впервые он выступил в Москве в 1998 году и с тех пор не раз отзывался о российской публике как об одной из наиболее отзывчивых и благодарных. Это не просто дежурные слова. Крис Ри придает немаловажное значение своим корням, не скрывает, что помимо итальянской и ирландской крови в его жилах есть и славянский ген – предки по линии матери происходят из Югославии. А на первое место среди композиторов ставит Петра Ильича Чайковского, произведения которого никогда не устает слушать. «Блюз – это не только музыка чернокожих людей. Это музыка всех, способных чувствовать. Чайковский играл блюз», – утверждает парадоксально мыслящий Крис Ри.
Аншлаговый камерный, «интимный» концерт в Кремле меньше всего можно было бы назвать модным словом «шоу»: здесь не было меняющихся от песни к песне дорогостоящих декораций, кардебалетных подтанцовок, пиротехнических взрывов и фейерверков. Первые полчаса на разогреве работал «специальный гость» – ирландец Пол Кейси, самый молодой из музыкантов нынешней группы Криса Ри. Он робко спел под акустическую гитару несколько фолк-роковых песен собственного сочинения. Затем был объявлен беспрецедентный 20-минутный антракт (обычно на концертах зарубежных звезд антракты исключаются), зрители ГКД устремились в знаменитый кремлевский буфет. А вернувшись в зал, обнаружили висящие в глубине сцены узнаваемые, принадлежащие кисти Криса Ри, гигантские бутафорские голубые гитары и проецируемую на задник репродукцию одной из его картин, по манере напоминающих стиль Анри Матисса. Подобными работами были проиллюстрированы последние CD-альбомы музыканта, включая его знаменитый бокс-сет Blue Guitars (2005).
Сцена озарилась, высветив незаметно появившихся проверенных временем седовласых друзей Ри: Роберта Авая (гитара), Нила Дринкуотера (клавишные), Мартина Дичема (ударные), а также колоритного и эмоционального черного бас-гитариста Силвена Марка. В середине образуемого ими полукруга солировал Крис Ри – в ставшем уже привычном сценическом костюме: простых черных брюках и маечке с надписью Jazzee Blue – названием его собственной звукозаписывающей компании.
C годами музыкант не утратил ни совершенства игры, ни своего неповторимого голоса. Гипнотически звучавшие роковые композиции вроде Easy Rider и Between Highways 61 & 49 сбалансировано перемежались с меланхоличными и задушевными, будто бы спетыми вполголоса «народными» хитами Looking For The Summer, Josephine, On The Beach. К каждой песне ассистент выносил из-за кулис специально настроенные гитары, словно боеприпасы к ведущему огонь командиру-артиллеристу.
Когда-то Владимир Высоцкий иронизировал по поводу своих подражателей, дышавших в холодные форточки, чтобы приобрести специфический тембр голоса. Что касается Криса Ри, можно предположить, что его характерный голос с хрипотцой - результат чрезмерного пристрастия в детстве к мороженому Rea's Ice-cream, производимому на популярном в Северо-Восточной Англии предприятии его отца. Специфическое звучание голоса, паганиниевский плач гитары, аскетичная манера исполнения приковывали внимание, а эксперименты с музыкальными ритмами заставляли двигаться в такт - даже публика в VIP-секторе у сцены пританцовывала, сидя в креслах. 59-летний Крис Ри и сегодня находится в прекрасной форме. Его двухмесячные гастроли (49 концертов) завершатся в Белфасте в начале апреля.