0
1084
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

19.02.2010 00:00:00

Прусский бунт, или Смерть берлинских снеговиков

Тэги: берлин, берлинале, кинематограф, метрополис


берлин, берлинале, кинематограф, метрополис "Метрополис" Фрица Ланга на экране Бранденбургских ворот.
Фото Reuters

Кому нравится Ди Каприо или Пирс Броснан, кому – с трудом поддающиеся трактовке иранские или турецкие фильмы, кому не нравится вообще ничего, и он воротит нос от кино как такового, утверждая, что кино – это вовсе не искусство, а так себе... шоу-бизнес, не более того. Истина в данном случае даже не посередине – она совсем далеко, в Истории. Там, в глубине лет, – и слава, и доблесть, и смелость, и размах...

Об этом думали, наверное, все или почти все, кто пришел к Бранденбургским воротам смотреть показ для публики «Метрополиса» Фрица Ланга на огромном, специально по этому случаю натянутом экране. Как раз к юбилейному Берлинале где-то в Аргентине всплыла полная версия шедевра, и ее выкатили на экраны. Во Фридрихштадтпаласте «Метрополис» показывали под симфонический оркестр, у Бранденбургских ворот – под отдаленный шум автобанов. Первое было пафоснее, второе – жизненнее. Шум автомобилей перекликался с фильмом, в котором измученные непосильной работой на хозяина огромного города будущего рабочие-зомби решаются на бунт. Оркестр играет вариации на тему «Марсельезы», и звучит она почему-то совершенно похабно. А гул автомобилей навевает мысли о том, что все-таки немецкие рабочие в отличие от русских смогли остановить собственное безумие и попросту сожгли ведьму-подстрекательницу. Прусский бунт – это вам не русский...

Кино, в котором не говорят, – зрелище поистине величественное. Слова не мешают следить за игрой актеров, а актеры стараются как могут – им ведь надо без слов зрителю все объяснить и показать. Заламывания рук, поигрывание желваками, взметнувшиеся брови – все это так смешно и трогательно, но куда лучше, чем словесные лавины, которыми испытывают на прочность наши уши современные говоруны на экранах. А размах «Метрополиса», эти гигантские декорации, летающие между домами на правах общественного транспорта самолеты, громадный Молох, в пасть которому кидают жертвенных рабочих, – Лукасу с его «Звездными войнами» лучше бы сидеть тихо, а еще лучше отправиться на «Союзмультфильм» ассистентом.

Такие фильмы и вообще ретроспективные показы на фестивалях – что-то вроде третейского судьи. Это и есть та истина, к которой хочется обернуться после долгого сумбурного дня, переполненного разноязыким, разноцветным, разномастным, разноскоростным кино. Обернуться, чтобы понять: настоящее искусство возможно только там, где помыслы чисты, где ум художника строг к самому себе и гордыня его вместе с тщеславием стоят в длинной очереди к произведению искусства последними.

И еще. Не может большое искусство быть веселым и смешным. Только не надо в качестве аргумента кивать на Чарли Чаплина – он был вовсе не весел и уж тем более не смешон, он был велик именно в печали. В один из фестивальных дней три конкурсных фильма подряд – австрийский «Бегущий человек», норвежский «Почти кроткий» и иранский «Охотник» (а днем раньше – еще и румынский) рассказывали о людях, только-только вышедших из тюрьмы. Все дружно посмеялись такому совпадению, кто-то даже возмутился и упрекнул берлинских отборщиков в умышленном следовании специально созданному стереотипу. А ведь ничего случайного здесь нет. Человек в несвободе – один из самых главных и давних конфликтов человечества, и двойная ломка – сначала на входе в тюрьму, потом на выходе из нее – становится тем сгустком энергии, без которого никакое кино немыслимо.

Несвобода – одна из главных тем современного кинематографа, она проходит чуть ли не через все фильмы нынешнего Берлинале. В том или ином виде несвобода есть и в картине Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», которую, кстати, здесь очень хорошо приняли, и в румынском фильме «Захочу свистнуть – свистну», и в австрийском «Бегущем человеке», и в турецком «Меде», и в датской «Субмарине». В скорсезевском «Острове проклятых» несвобода – вообще главная тема, а уж про японскую «Гусеницу», где главный герой – вернувшийся в 45-м с войны без рук и ног солдат, и говорить не приходится.

Германия – страна, которая слишком хорошо знает, что такое несвобода. Здесь, в Берлине, еще долго тема Стены как символа несвободы будет проходить красной нитью через искусство да и просто жизнь обыкновенных немцев. Эту тему будут еще долго развивать, эксплуатировать, делать на ней деньги и прокладывать через нее туристические маршруты. Не так давно, например, в самом центре Берлина открылся Музей ГДР. Русскому человеку туда зайти – все равно что дома побывать. Пионерская символика, трабанты и «копейки», типовая лакированная мебель, убогие кухни – все это не то что было у нас еще совсем недавно, но некоторые и по сей день в этом живут... Иностранцы кочуют от стенда к стенду, охают, тычут пальцем, разглядывают предметы советского обихода так, как когда-то Шлиман, наверное, разглядывал остатки Трои. На выходе они дрожащими руками выводят в гостевой книге отзывы, ключевое слово которых «шок». Кто-то возмущен – мол, наглая антисоветская пропаганда. Причем последнее пишут вовсе не русские – русские, кстати, в этот музей обычно не ходят.

Почти напротив Музея ГДР раскинулось снежное поле с остатками снеговиков. Снеговики, украшенные кастрюлями вместо шляп, ветками вместо рук, морковками вместо сами понимаете чего, укутанные в теплые одежды, вооруженные старыми сломанными зонтами, вчера еще веселые снежные люди теперь разбросаны по огромной поляне на берегу Шпрее без голов, с отломанными руками... Скоро потеплеет, и снеговики потекут, расползутся непомерными восковыми свечами, уставившись в небо над Берлином неживыми глазами-пуговицами. Трудно придумать что-то более удручающее и символическое. Власть человека, способного рождать и убивать рожденное. Лучше пройти несколько сот метров и, задрав голову вверх, подумать о том, как неожиданно прекрасно спустился легкий стеклянный живой купол на серо-зеленое полумертвое здание Рейхстага. Все-таки жизнь побеждает. Что бы там ни утверждали киношники.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
506
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2229
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1459
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1089

Другие новости