Не прошло и недели после трагического пожара в Перми, как в Интернете появились странички с советами адвокатов, каким образом можно избежать ответственности по статье 293 УК РФ. Наставления грамотные и, что самое удивительное, бесплатные┘
Остается только гадать: или эта публика, по вине которой случаются аварии, катастрофы и гибнут люди, пользуется такой всенародной любовью и защитой, или чиновная мафия в ожидании широкомасштабной зачистки разбрасывает повсюду, включая и Всемирную паутину, спасательные круги для своих многочисленных соратников.
А о количестве «халатников» в нашей стране можно судить, не имея в руках даже официальной статистики о лицах, привлеченных и осужденных по этой статье. В последнее время достаточно случиться любому ЧП, и ниточка следствия вытаскивает на свет внушительную связку «альпинистов в халатах». Но непременным условием остается одно – должно произойти что-то из ряда вон выходящее и обязательно стать достоянием гласности: пожар, катастрофа, крупное хищение. В этом случае по мановению пальца начинается оперативное и продуктивное расследование. Называются конкретные имена, должности и т.д. А народу остается только гадать: все это всерьез и надолго или, как всегда, для галочки? Равнодушным, пожалуй, не остается никто. Одни невесело задумываются, другие и не пытаются прятать иронию и скепсис. Ведь понятие «халатность» прочно вошло в российскую жизнь очень давно, стало не просто заурядным, а обычным нормальным явлением.
В XVIII веке халатность была символом русского барства и лени, позже стала синонимом неряшливости, недобросовестного отношения человека к своим служебным обязанностям. Гоголь и Гончаров скроили из предмета азиатской одежды понятие, которым очень долго характеризовали суть жизни большой части аристократии и чиновничества. Однако забывать о том, что халатами пользовалась не только верхушка общества, но и самые широкие слои населения, тоже не следует.
Разновидностей этой амуниции было великое множество – в частности, так называемые рабочие халаты. Кстати, некоторые специалисты считают, что выражения «Работать засучив рукава» и «Работать спустя рукава» произошли именно отсюда.
В нашей современной российской жизни халат занимает точно такую же вместительную нишу. Как предметами туалета ими торгуют и на черкизонах, и в закрытых для непосвященных модельных домах, где предлагается только эксклюзив. Понятие «халатность» тоже практически не изменилось. Оно законодательно закреплено даже в Уголовном кодексе. Но это только для должностных лиц. Мы же сталкиваемся с этим явлением каждый день и, по сути, уже не обращаем на него внимания. Где-то ремонтники оставляют открытым канализационный люк, где-то не ставят заграждения вокруг свежей ямы или траншеи, кто-то сажает за руль полудохлой «Газели» иммигранта, который не только не знает города, но и не говорит по-русски┘ На все эти мелочи уже давно махнули рукой. И разве что пьяный пилот самолета, так и не совершивший мягкую посадку, на несколько дней всколыхнет наше дремлющее сознание. Преступная халатность. А если говорить проще – обычное наплевательское отношение к окружающему, характерное для всего нашего общества. Мы же бегаем на запрещающий сигнал светофора, жмем на педаль газа так, что слегка отставшие пешеходы чудом остаются живы. Мы часто проходим мимо творящегося на глазах преступления, упорно делая вид, что вокруг все спокойно и благопристойно. Мы же не милиция, не должностные лица.
Недавно мне один знакомый рассказал, как он ходил менять просроченный паспорт. Не вклеил во время фотографию, и пришлось идти писать заявление и выделять на штраф 1500 рублей. Пришел в УВД, где его направили в нужную комнату. Там за барьером весело порхали две немолодые женщины. «Ну принес штраф?» – весело подмигнула одна. «Разумеется!» – ответил знакомый и полез за бумажником. «Ты вот что, сынок, погоди. Тебе что, охота штраф платить?» Ну кому хочется платить штраф! «Давай сделаем так, – продолжала бабулька. – Иди купи нам конвертов на 1000 рублей, а 500 себе оставишь». Мой знакомый задумался. Не понял, в чем дело, и ответил: «У меня сейчас времени нет за конвертами бегать. Я вам оставлю 1000 рублей – сами купите?» – «Идет!» – удовлетворенно кивнула женщина и протянула обратно «лишние» 500 рублей. Мой знакомый был несказанно доволен. Экономия вышла! А когда я намекнул, что он поучаствовал в коррупционной схеме, то друг невесело вздохнул и ответил: «Ну что поделаешь, всем сейчас тяжело».
Какое отношение имеет коррупция к халатности? Можно сказать, историческое. В Индии в начале XIX века слово «халат» стало обозначать любую материальную награду (в виде денег, товаров и т.д.) от колониального британского правительства местным потомственным князьям. Кто у нас вместо колониального правительства, а кто вместо местных потомственных князей, разобраться все-таки можно. В пермском случае один – хозяин сгоревшего увеселительного заведения, другой – пожарный инспектор. Ведь это он получил «халат». Ну а дальше, как водится, вышла на свет божий и вся связка альпинистов-халатников.
Почему же он такой живучий, этот предмет азиатского туалета? Только ли из-за своей комфортности? Конечно, не только. В халате самое главное – то, что он скрывает почти все туловище, иногда даже пятки. Удобная штука. Даже если одел его наизнанку и всем вокруг видны заплаты и швы – не страшно. Халат, он и есть халат. Главное, чтобы судьи, которые будут выносить приговоры по таким важным для страны делам, были в настоящих, традиционных судейских мантиях, а не в модернизированных инновационных халатах.