АУКЦИОНЫ На торгах Christie's 10 декабря под названием «500 лет декоративного искусства Европы» за 4,5 млн. фунтов был продан редкий кабинет эпохи Людовика XIV. Это четвертая по величине цена на предмете антикварной мебели, из всех когда-либо проданных на торгах. Украшенный флорентийской мозаикой в технике pietra dura и декоративными колоннами из гранита, окантованный позолоченной бронзой, этот кабинет был изготовлен Доменико Куччи (1635–1704) и мастерами мануфактуры Гобеленов в середине XVII века и принадлежал королю Швеции Карлу X Густаву и вдовствующей королеве Хедвиге Элеоноре. Это одна из трех работ Куччи, дошедших до наших дней. Два других кабинета, созданных мастером около 1681–1683 годов, находятся в коллекции герцога Нортумберлендского. Самым дорогим предметом мебели, проданным с молотка, является кабинетное бюро «Бадминтон», созданное во Флоренции в 1726 году по заказу Генри Сомерсета и проданное на торгах того же аукционного дома Christie's в декабре 2004 года за 19,1 млн. фунтов. Всего торги декоративно-прикладным искусством принесли 140 млн. фунтов.
Прошедшие чуть ранее торги работами старых мастеров Christie's принесли 111 млн. долл. Топ-лотом стал рисунок Рафаэля «Голова музы» – набросок к фреске «Парнас» в Станца делла Сеньятура, выполненный в 1510–1511 годах. Работа мастера итальянского Возрождения была продана за 47,9 млн. долл. при оценке в 19,7–26,3 млн. долл. и стала самым дорогим рисунком старых мастеров, когда-либо проданным на торгах. Среди других лотов стоит отметить «Портрет мужчины» Рембрандта, купленный за 33,2 млн. долл., и «Святого Иоанна Богослова» Доменикино (15 млн. долл.). Конкурент Christie's – аукционный дом Sotheby's – за два дня торгов работами старых мастеров сумел выручить около 31 млн. долл. Самым дорогим лотом стал последний автопортрет Антониса ван Дейка, проданный за рекордные для этого художника 13,5 млн. долл.
Ярмарку посещает королева Бельгии. Фото с официального сайта BRAFA |
ЯРМАРКА В Брюсселе с 22 по 31 января 2010 года пройдет первая в будущем году ярмарка антиквариата BRAFA, которая соберет на одной площадке около 120 галерей из разных стран. Галереи представят весь спектр предметов искусства. Прежде всего работы старых мастеров, традиционно самый сильный раздел искусства в Бельгии и Голландии. Их покажут, например, галереи Georges De Jonckheere, Jacques Leegenhoek, Klaas Muller, Pintelon. Многие парижские галереи привезут французских художников конца XIX – начала XX века: так на стенде Patrice Trigano будут литографии Пабло Пикассо, Galerie Beres – проект ширмы для «променада кормилиц» Пьера Боннара, Pascal Lansberg – работы Пьера Сулажа. Одной из сильных сторон BRAFA является также примитивное искусство: Galerie Jacques Germain представит фигурки племени кота и маски народностей бамана и сенуфо-тусьян, Pierre Dartevelle – стул народности чокве из Анголы XIX века, а Serge Schoffel предметы XIX века из Новой Каледонии. Прославленная Phoenix Ancient Art привезет античное искусство, а галерея Mermoz покажет предметы доколумбовой Америки. Широко будет представлено также декоративное искусство XX века и антикварная мебель, которую привезет в частности знаменитая галерея Axel Vervoordt. Россию, как и в прошлом году, будет представлять Ravenscourt Galleries, которая привезет живопись французских мастеров первой половины ХХ века, постимпрессионистов и фовистов, в частности работы Андре Дерен и Морис Дени. К французской живописи будет добавлен проект «Кабинет», который впервые был показан на 13-й Арт-Москве, а также работы Татьяны Баданиной и Владислава Ефимова. По словам владельца галереи Максима Боксера, одной из отличительных особенностей брюссельской ярмарки является то, что туда приходит действительно заинтересованный зритель и все общество там «пронизано любовью к искусству и антиквариату». Специальный проект представит музей города Льежа: он привезет несколько шедевров из своей коллекции, в том числе работы Шагала, Гогена, Кокошки, Пикассо. Ярмарка проходит под патронатом ее величества королевы Бельгии.
Какой будет Москва. Фото Дмитрия Борко |
МОСКВА В Библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева в Бобровом переулке проходит выставка «Спасти нельзя потерять», организованная порталом «Москва, которой нет», проектом «Против лома» и движением «Архнадзор». Первая часть этого проекта прошла год назад – тогда в экспозиции были представлены фотографии более чем 30 исторически и художественно ценных московских зданий, которым угрожала гибель. Выставка называлась «Сносить нельзя реставрировать» – посетители могли сами поставить запятую в этой фразе. Нынешняя выставка показывает, где запятую поставили городские власти: за год положение многих памятников не только не улучшилось, но стало еще более плачевным. Выставка также приурочена к открытию клуба «Архнадзора». Он должен стать постоянно действующей дискуссионной площадкой, где с участием экспертов и представителей общественности будут обсуждаться наиболее острые проблемы градостроительного развития Москвы, охраны ее культурного наследия, состояние отдельных памятников и целых кварталов.