Спартак Четвинд. Ящерица. 2004.
Фото автора
В Николаевском зале Зимнего дворца в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» открылась выставка «Новояз. Британское искусство сейчас», второй совместный проект Эрмитажа и лондонской галереи Чарльза Саатчи. Термин «новояз» позаимствован у Джорджа Оруэлла, в романе которого «1984» он описывается как «единственный на свете язык, чей словарь с каждым годом сокращается». В названии выставки слово обретает иной смысл: молодые и пока еще малоизвестные художники ищут новый, но записанный традиционными средствами язык искусства. Этим и обусловлен выбор работ. «Мы специально не включали ни видео, ни фотоработы, – пояснил «НГ» куратор проекта Дмитрий Озерков. – Новое искусство перерабатывает опыт старого, а необязательно говорит новейшими медиатехнологиями. Потому на выставке исключительно живопись, скульптура, инсталляция».
Все работы отобрали из запаса галереи Саатчи, признанного знатока молодого британского искусства, а некоторые художники создали свои творения специально для выставки. В «Новояз» взяли немногих – всего 24 художника, но зато очень разных. Попали сюда, например, Хервин Андерсон, чей художественный мир начинался с дешевых парикмахерских эмигрантских районов, Джонатан Уотеридж – гиперреалист с политическим уклоном, Райан Мосли, на чьих полотнах исполняют акробатические танцы многоногие существа, обладательница премии Тернера за 2008 год, Гошка Макуга с инсталляцией «Мадам Блаватская» и художница-перформансистка, известная под псевдонимом Спартак Четвинд, с яркими театральными скульптурами.
Выставка условно разделена на пять рубрик. «Старые мастера» – про искусство прошлого и диалог с ним. «Смирительная рубашка» обозначает рамки, в которые загоняется молодой талант. Архитектурная тема «Миниправ» подразумевает утопичный проект Министерство Правды (из того же Оруэлла). Раздел «Рефлекс Ломбарда» определяет современную культуру как своеобразный базар, где каждый старается перекричать другого. Наконец, название раздела «Плацебо» говорит само за себя: искусство предлагает себя как лекарство, но таковым не является.
Есть у нынешней выставки и еще одна интрига. В ноябре на канале BBC стартует проект под названием «Звезды Саачи», своеобразная «фабрика звезд» для молодых художников. Победитель этого арт-марафона будет объявлен только в конце проекта, но его произведение представлено уже в рамках нынешней выставки.
Удастся ли Саатчи, как и прежде, открыть новые имена, которые и будут творить новый язык искусства, или, как сказал директор ЦМСИ Леонид Бажанов, «репрезентативная выставка, привезенная в Петербург, останется трендом, но не более», покажет время.