0
1794
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

09.10.2009 00:00:00

Детки в клетке Анжелики Шер

Павел Круг.

Об авторе: праздник нумерологии

Тэги: фотогрфия, шер, дети, тринадцать, выставка, биеннале


фотогрфия, шер, дети, тринадцать, выставка, биеннале Шер не занимается эпатажем – ее интересует история искусства.

В галерее «Победа» на Винзаводе израильская фотохудожница Анжелика Шер представила российской публике серию своих работ под названием «Тринадцать». И хотя в пространстве галереи их поместилось только одиннадцать, для фотографа это совершенно не важно. Ее интересует европейское барокко, к которому она постоянно обращается за вдохновением, и отношения с собственными детьми, которые и запечатлены на ее фотографиях. Корреспондент «НГ» выяснил у Анжелики Шер, как и зачем она создает свои полотна на фотобумаге.

– Мне как зрителю сложно понять ваши работы без некоторой предыстории. Поражает их огромный размер – как будто картины в музее. Наверное, такой формат выбран не случайно и за ним кроется какой-то интересный сюжет...

– Все мои работы автобиографичны. Поэтому сначала скажу два слова о себе. Я родилась в Литве, с 1990 года живу в Израиле. По первой профессии я парикмахер, по второй – врач-рентгенолог. Фотографией я стала заниматься три года назад, специально для этого окончила Школу искусств в Иерусалиме. Эта серия – окончание цикла работ, посвященного моим детям. Две предыдущие серии назывались Upstairs и Growing down. Я очень далека от политической и социальной фотографии, поэтому фокусируюсь на своих страхах и переживаниях. Эта серия – о страхе потерять связь со своими детьми, я имею в виду как физическую, так и ментальную связь. Это о страхе расставания, страхе пустоты... Чтобы преодолеть и освободиться от всего этого, я использовала яркие цвета, большой формат. А вот предыдущие серии были монохромными, все фотографии были маленького размера, в них не было никакой дистанции между фотографом и объектом.

– А как можно определить жанр ваших новых работ?

– Этот жанр называется tableau vivo. Он был изобретен в середине XIX века во Франции, когда после запрета порнографии художники переключились на «живые картинки» – это и есть буквальный перевод словосочетания. Жанр tableau vivo находится на пересечении фотографии и истории искусства. В этой серии я обращаюсь к барокко – прежде всего к Караваджо и Веласкесу.

Во-первых, я использую только натуральный свет, как и художники той эпохи. Никаких прожекторов, фотомонтажей и спецэффектов.

Во-вторых, я делаю прямые цитаты из тех художников, к кому обращаюсь. Не буду говорить о Леонардо да Винчи – его сюжет превратился в клише настолько, что о любой группе людей, изображенных сидящими за столом, сразу говорят, что это отсылка к «Тайной вечере».

И в-третьих, меня интересует отношение автора к пространству, в котором он работает. У Веласкеса всегда был мотив возникновения второго пространства. В искусстве барокко пространство всегда насыщенно, оно не терпит пустоты. У меня перегруз деталями даже раздражает зрителя, вплоть до тошноты. Слишком уж много там набросано всяких вещей, слишком много уровней изображаемого – предметы быта, дети, черно-белые фотографии на стенах... Но зайдите в барочный храм или взгляните на картину той эпохи – вы будете поражены обилием лишних деталей!

– Как вам удается собрать все это в один кадр? Ведь такая постановка требует немалых хлопот...

– Сначала я охочусь за светом – фотографирую пространство без объектов, чтобы понять, как оно будет освещено в то или иное время суток. Получается своего рода черновик, эскиз без людей. Потом я привожу детей и делаю серию снимков. Так как я работаю с весьма непоседливыми объектами, то большую роль здесь играет случай, который я всегда стараюсь использовать. Потом идет отборка кадров. Выбранный кадр я печатаю на бумаге типа fine art – это особый сорт фотобумаги, который дает усиление синего и красного цветов. Поэтому работы выглядят особенно ярко. Но я никогда не использую компьютерных спецэффектов.

– А как ваши дети относятся к вашей работе?


Обычная автобусная остановка превращается в праздник нумерологии.
Фото предоставлено галереей «Победа»

– Нормально. Они мне помогают, хотя я думаю, что смотреть на готовые фотографии для них немного странно. Меня ведь интересует момент отрыва детей от своих родителей. На одной фотографии моя 12-летняя дочь меряет свадебное платье. На другой изображен мой 13-летний сын – в иудаизме считается, что с этого возраста мальчики сами начинают нести ответственность за свои поступки. Он одет в традиционную для религиозных евреев одежду – черный сюртук и шляпу. Состоявшейся эту фотографию делает один жест – мальчик закрывает лицо рукой, как будто он хочет заслонить глаза от солнца. Но у религиозных людей считается, что фотография отнимает у того, кого снимают, часть его души.

– Вы вообще не боитесь выносить свои отношения с детьми в публичную сферу?

– Не боюсь, потому что я не занимаюсь эпатажем. Для сравнения – одна американская фотохудожница делает работы, где она изображена обнаженной со своими детьми. У нее есть целая серия таких работ. Но одну фотографию не согласилась выставить ни одна галерея – на ней она целует своего сына, у которого в этот момент возникает эрекция. Другая фотохудожница, родом из Чехии, сфотографировала свою дочку обнаженной в период ее полового созревания вместе с мужчиной. Если сравнивать с этими вещами, то у меня здесь нет ничего, что можно было бы принять за провокацию.

– Скажите, откуда взялось название серии? Для вас вообще важны сочетания цифр, может быть, вы болеете нумерологией?

– Я вообще считаю, что все фотографы: а) фетишисты, б) вуайеристы и в) страдают нумерологией. Я признаюсь, что мне нужно было себя ограничить по числу снимков – иначе их было бы слишком много. Я долго думала, какое число выбрать и в итоге остановилась на числе 13, потому что уж очень оно кокетливое. В иудаизме оно считается счастливым, согласно каббале оно вообще означает слово «любовь». В христианской традиции оно, наоборот, несчастное, даже проклятое.

– Вы случайно не религиозный человек?

– Нет. Я вообще боюсь этой всей религии. Но я выросла в Литве, а там даже в советское время люди были довольно религиозны. Из любой точки Вильнюса можно видеть по крайней мере четыре костела. В Израиле совсем другая традиция. Там мне говорят, что я привезла им Литву. И дело здесь не в религии. Просто Израиль залит солнечным светом, а у меня на фотографиях – серая, пасмурная погода. Для меня самой очень важен яркий солнечный свет, вообще для любого фотографа это самое главное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1907
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1204
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
892
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1183

Другие новости