Чтения «Русского пионера» относятся к числу моих любимых культурно-светских мероприятий. В назначенный вечер любой посетитель книжного магазина «Республика» в «Лотте Плазе» может понаблюдать, как известные люди взволнованно и старательно зачитывают свои тексты, при написании которых немало потрудились. В этот понедельник свои способности интересно высказываться на тему «Деньги» проверяли Иван Охлобыстин, Ксения Собчак и Владислав Сурков. И это помимо постоянных колумнистов Андрея Колесникова, Тины Канделаки, Андрея Васильева и Маргариты Симоньян.
Меня удивляет, почему народ не валит толпой на эти чтения? Странно, но молодые продавцы «Республики» явно не рассылали знакомым эсэмэски, чтобы они бежали посмотреть кто на Собчак, кто на Суркова. А редкие покупатели, проезжавшие мимо на эскалаторе, останавливались на минутку да и ехали дальше в «Калину-бар» или куда там они собирались. Непонятные у нас люди.
Тем временем рядом Тина Канделаки устроила маленькое шоу. Ее, как всегда, было очень много. Похорошевшая и похудевшая за лето, она успела еще стать членом Общественной палаты, за что получила кучу шуток и подколок. Тина отбивалась легко – она направит свою энергию в эту загадочную организацию, и все заработает.
Первые выступающие устроили неожиданное представление. Андрей Васильев, вместо того чтобы читать свой текст, взялся за текст Ивана Охлобыстина и исполнил его, нарочито копируя охлобыстинскую манеру, с грассированием и передержками. Иван фырчал с места, а потом, дурачась и запинаясь, зачитал у микрофона васильевское эссе. Теперь с места шумел Васильев. Тексты обоих были хороши, а совместный стеб и отпор серьезности в исполнении старых приятелей вызвал смех и настроил мероприятие на непафосный лад. Именно о таком настроении и мечтал Андрей Колесников.
Следующему выступающему – шеф-редактору «Русского пионера» Игорю Мартынову – выпало спеть под гитару два романса. Пел он с чувством. Я сидела и думала: вот, взрослый такой шеф-редактор, а играет на гитаре и поет, как мальчишка. Приятно. Понятно, почему он делает пионерский журнал, а не пенсионерский.
Потом настал черед Ксении Собчак. Она была ближе всех к заданной теме и написала колонку именно о деньгах. Наверное, всем, кто интересуется менталитетом современных женщин и Ксенией, нужно просто прочитать ее колонку. Я, например, с Ксенией не согласна. Но она честно говорит о собственном опыте и поэтому становится понятнее. Потом с веселым рассказом про свою аэрофобию выступила Маргарита Симоньян. Зал реагировал живо, иногда взрывами хохота.
Наконец приехал Владислав Сурков. И не один, а с Никитой Михалковым. Похоже, у них была рабочая встреча и Сурков позвал Михалкова с собой. Тут композиция вечера стала совершенной – она закольцевалась. В начале всплеск эмоций вызвало парное выступление Васильева с Охлобыстиным, а в конце – Михалкова с Сурковым. Важно знать, что колонка Владислава Юрьевича в новом номере «Пионера» – его рецензия на роман «Околоноля». Сурков критикует автора, скрывшегося под псевдонимом Натан Дубовицкий. Это очень хитроумная затея, поскольку на сегодняшний день читающее сообщество на 100% приписывает авторство самому Суркову. Но публично инкогнито сохраняется.
Видимо, эта крохотная формальность и позволила Никите Сергеевичу произнести речь, от которой все обалдели. Красиво глядя в зал поверх голов, как умеют только Михалковы, он сказал, что «Околоноля» – поистине великая и потрясающая книга; книга – шедевр, остро необходимый нашему народу именно теперь, как глоток свежего воздуха; автор – талантливый и великий писатель, которому удается находиться одновременно внутри повествования и над ним; такой книги у нас не было со времен «Мастера и Маргариты».
Предполагаемый автор сидел в первом ряду, но я не видела выражения его лица, поскольку не могла оторвать глаз от Михалкова. Я в жизни тоже придерживаюсь правила говорить людям в лицо приятное, если накопилось. Но от такой съездовской мощи похвалы в адрес писателя, пожелавшего остаться неизвестным, застыла.
Микрофон взял Сурков и добавил вечеру сюрреалистичности. Он зачитал концовку своей рецензии на «Околоноля». Концовка оказалась ругательной. Роман, дескать, плохой, вредный, неудачный и никому его читать он не советует. Я подумала: «Ага! Сурков ругает роман, который он якобы написал, чтобы отвести от себя разговоры».
Но рано было говорить «Ага!». Поскольку дальше Сурков сказал, что когда ехал сюда, да и в последние дни, думал и решил, что он написал в «Пионер» неправильную рецензию. Сейчас его взгляд поменялся. Ведь точка зрения может поменяться у каждого. Теперь Сурков думает иначе – роман хороший и полезный и читать его стоит всем!
На этом поучительный вечер закончился. Натренированная к этому моменту, я поняла, что хотел сказать Владислав Юрьевич. Бесполезно пытаться понять, что происходит «около Кремля»: черное может стать белым, поменяться с ним местами. Все было, и ничего не было. И это нормально. А запутать всех – равносильно большому успеху.
Мы, как герои мультика про South Park, многое поняли за этот вечер. Расходились, довольные новым знанием. У меня даже появилась версия, почему посетители торгового центра не присоединяются к чтениям.