Яйцо "Ландыши" работы Карла Фаберже. 1898.
Фото предоставлено организаторами
Проведение подобной выставки в Монако весьма символично, ведь русская аристократия всегда любила Лазурный берег. В XIX веке эти места называли «Русской Ривьерой», а после Февральской и Октябрьской революций число русских эмигрантов на Лазурном побережье значительно выросло.
На выставке представлено около 500 экспонатов из Государственного исторического музея, Кремля и ряда других музеев и частных коллекций из России и Европы. Экспозиция тематически разделена на 10 секций. В каждой из них с помощью бытовых костюмов, предметов царского быта, драгоценностей, икон, фотографий иллюстрируются различные сцены из жизни царской России.
Первая секция посвящена романовским коронациям. Сотни огней подсвечивают витрины, в которых выставлены царские одеяния, использованные при коронациях: митра, инкрустированная жемчугом и драгоценными камнями, коронационная мантия императрицы Марии Александровны, подбитая горностаем, риза, украшенная драгоценным шитьем. В глубине зала – иконостас, состоящий из 50 икон, впервые выставленных на Западе.
Секция вторая «Величие Романовых» открывается генеалогическим древом рода – от прародителя Михаила I до последнего российского царя Николая II. Калейдоскоп драгоценных предметов, каждый из которых символизирует различные эпохи правления Романовых. Трон императора Александра I, украшенный двуглавыми орлами и короной; блюдо с черной эмалью и позолотой, изготовленное в Москве; серебряная стопка, датированная XVII веком.
Москва – портрет города. Зал освещен белым светом, организаторы пытались передать атмосферу снежной зимы – символа России для всех иностранцев. На картинах и гравюрах изображены московские пейзажи до и после пожара 1812 года.
Императорские заказы – здесь представлены драгоценности, которые царская семья и известные дворянские фамилии надевали для выхода в свет и пользовались в быту. Самыми известными поставщиками царского двора были такие ювелиры, как Болин, Фаберже, Терещенко и, конечно же, известные западные ювелирные дома – Louis Adcock, Boucheron, Th. Bourdier, L.Coulon and Cie, Cartier, Chaumet. Роскошная брошь из золота и платины с сапфирами; колье с бриллиантами и жемчугом, предоставленные домом Cartier. Синее, украшенное золотом яйцо Фаберже из коллекции семьи Гримальди – правящей династии Монако.
Русскому стилю, рожденному в 1850–1870 годах, посвящен следующий раздел. Темнокожий смотритель выставки с надеждой спросил меня: «Вы русская? А что такое ковш и для чего он использовался?» Роскошный хрустальный ковш, датированный 1908 годом, красовался в витрине. Серебряная чернильница, стопки и братины, изготовленные московскими мастерами, выставлены в этом разделе. Мне особенно понравились яйца Фаберже: одно нежно-весеннее, украшенное ландышами, с портретами Николая II и его дочерей – Ольги и Татьяны, а другое коронационное – с сюрпризом внутри в виде копии императорской кареты при коронации Николая II.
Черно-белый фильм на русском языке с титрами на французском демонстрировался в зале, названном «Судьба Романовых». День рождения царицы Александры Федоровны, царь и царица принимают поздравления подданных. Счастливые, одинаково одетые пятеро маленьких царских детей смеются, играют и оглядываются на камеру. Многочисленные фото тех, кто позже будет причислен к лику святых мучеников. Военная форма Николая II, белоснежное платье Александры Федоровны.
И, наконец, эпилог выставки – картины русских авангардистов. Изумительные работы Врубеля, Ларионова, Гончаровой, Борисова-Мусатова.
Организаторы выставки смогли бережно воссоздать разные исторические эпохи правления Романовых. Члены царской семьи ожили и кажутся не историческими персонажами, а живыми людьми. У меня после посещения выставки остался вопрос: «А ведь могло бы быть по-другому?» Но на него каждый отвечает по-своему.