0
1166
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

04.09.2009 00:00:00

Уже в другом мире

Тэги: кризис, год, размышления, художники


Для первого в этом сезоне номера «НГ-антракта» корреспондент «НГ» позвонил художникам, которых год назад мы просили «изобразить кризис», ну или хотя бы визуально представить его. Теперь мы интересовались вопросом, как вы прожили этот год.

Сергей Бугаев (Африка)

Я занимаюсь искусством – это примерно то, чем занимаются еще много миллионов человек. К сожалению, та система, которая отлажена ныне живущими капиталистами, абсолютно не учитывает существования каких бы то ни было творческих профессий, особенно художников. Наши надежды – я имею в виду надежды творческих деятелей, – что произойдет какое-то сближение с российским бизнесом, со строительными проектами, которые во всем мире являются стержнем для развития искусства (это в том числе строительство музеев, дающее гарантию существования художникам), не оправдались. Произошла совсем банальная и обидная вещь. Вот вчера я читал интервью с одним из олигархов, который говорит: «Я искусство русское не покупаю, потому что его не покупают на Западе. Я покупаю иностранное искусство». Учитывая, что я выбрал путь заниматься художественной деятельностью преимущественно в Российской Федерации, пришлось сделать трагические выводы. Они подтвердились в процессе проведения нашей большой выставки «Будущее зависит от тебя», которая путешествовала по семи городам РФ. Там, на местах, мне удалось убедиться, что класс творческих деятелей, занимающихся визуальным искусством, очень слабо востребован в современном капиталистическом обществе России. Поэтому я буду добиваться немедленной встречи с премьер-министром, постановки и решения этой задачи.

Поскольку многие общественные идеи, в том числе и в нашем отсталом социуме, развиваются в рамках художественного сообщества, то образ капитализма как такового в нашей среде обсуждается как крайне невыгодный и неудобный России. Следствием этого стало непринятие приватизации и та грабительская, абсолютно бескультурная среда, которая сложилась в стране, которая совершенно очевидно ведет к уничтожению государства и окончательной деградации общества. Я не могу сказать, что этот год отличился в лучшую сторону. В стране между группами населения полностью отсутствует такое явление как взаимопомощь. Стало совершенно очевидно, что группа мегакапиталистов окончательно поработила правительство и государство. Когда в разгар кризиса правительство нашло возможным выдать им вспомогательные средства на фоне вымирающего населения, это сначала привело меня в замешательство, но потом я понял, что подобная реакция – это скорее закономерность. Ради этого я даже поехал на селигерский форум. Я надеялся увидеть там хоть какую-то заинтересованность власти в диалоге, конечным результатом которого должны стать гармонизация общества и сохранение населения. Вот, собственно, все эти проблемы мы обсуждаем в художественной среде. Люди все ответственные и серьезные, перечислять никого не буду, но у всех более или менее одинаковое впечатление о том, что у нас в стране состряпали, как оно развивается и кому нужен кризис. Главное, что во всем этом отсутствует какая бы то ни было геополитическая основа того, что есть государство с его интересами. Есть все та же картинка геополитических и экономических интересов небольшой группы лиц. Как я уже сказал, группы крайне бескультурной.

Павел Каплевич

Сначала были большие неприятности: большой телевизионный проект, который мы делали, пришлось закрыть. Отголоски этой истории до сих пор налицо. Театральные предложения вообще исчезли, и я был вынужден придумать абсолютно новый бизнес. В основном он, конечно, вытекал из моих предыдущих работ. Я сделал компанию «Живая ткань». Те ткани, которые раньше делали только для театра, мы стали производить для дома, для одежды. Таким образом, мы победили кризис. Если бы не кризис, мы бы не стали этим заниматься. Кризис же заставил посмотреть на жизнь совершенно по-новому. Возникла идея, чтобы не кризис нас давил, а чтобы мы его под себя подмяли: «Не надо прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Вот мы это и сделали. И уже сейчас ощутимы результаты. Появилась куча театральных работ. Год получился таким, как будто кто-то дал мне возможность начать новое дело. А когда я его начал, тут же как из рога изобилия посыпались предложения. Вот, например, одна из последних работ – костюмы из наших тканей для спектакля «Джентльмен» в театре «Современник» режиссера Евгения Каменьковича по пьесе Александра Сумбатова-Южина, которую не ставили с 1900 года, – про самого богатого человека России.

Петр Аксенов

Если говорить в двух словах, то мне кажется, что людям кризис пошел на пользу. Все стали больше задумываться о духовной культуре, читать книги, больше проводить времени дома, нежели ходить тусоваться. Да и самих глупых мероприятий стало меньше, поэтому появилась возможность подумать о душе. Лично для меня кризис сыграл в этом смысле только положительную роль. Конечно, нелегко расставаться с земными благами, но, мне кажется, в этом все-таки есть смысл для каждого человека. Чуть-чуть вздернуться и стать экономнее – это хорошо. Мы должны немного приблизиться к европейскому уровню: европейцы все-таки не скупы, а разумно экономны, в то время как русские любят гулять направо-налево.

Максим Ксута

Вы знаете, меня, честно говоря, кризис не затронул. У меня же у самого кризисов, слава тебе господи, не было. Я занимался массой проектов, поэтому могу сказать прямо, что год был прожит небездарно. Что касается изменений, то они были скорее на уровне ощущения, что плавно происходят перемены, которые связаны с состоянием общества. Общество, вероятно, меняется по каким-то своим совершенно скрытым социальным законам. Все ожидали достаточно резких фазовых переходов, а на самом деле все происходит плавно. Поэтому есть ощущение, что сейчас мы живем уже в другом мире. Оно неявно, как будто ничего не произошло. В течение года не было никаких стрессов, но были постоянные размышления на эту тему. Мои новые работы как раз связаны с осмыслением социальных процессов, в них присутствует аналитический подход к процессам искусства. Вообще, я думаю, что современное искусство должно нести социально-аналитический месседж.

Диана Мачулина

У художника всегда кризис – то творческий, то финансовый, так что процесс работы не слишком изменился. Другое дело, что во время кризиса становится очевиднее, насколько возмутительно поведение государственных чиновников, хотя оно и раньше было таковым. Стандартные документы становятся подрывной литературой. Почитайте бюджет Москвы, любой пункт гениален. «Защита молодежи от деструктивных влияний и негативных проявлений» – чуть более 120 миллионов рублей. Я как представитель молодежи считаю крайне деструктивным влиянием данную статью бюджета и многие другие. А также то, что правительство Москвы уже скоро год не в силах вернуть застройщику дома, где строится моя мастерская, 50 миллионов рублей, которые в свое время взяли в долг у нашей стройки. Апофеоз наглости в области недвижимости для меня как художника – попытка вышвырнуть Третьяковскую галерею из здания на Крымском Валу и построить на ее месте что-нибудь более выгодное.

Год пришлось потратить не на искусство, а на попытку отстоять свои права на нормальную жизнь. Радостная новость о кризисе – люди начинают объединяться и становятся сильнее, не все, но многие. Надеюсь, что это отразится на результатах выборов в Мосгодуму.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1376
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3260
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2351
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1883

Другие новости