Доменико Дольче и Стефано Габбана. Инъекция итальянского оптимизма.
Фото Reuters
Закончилась очередная Неделя мужской моды в Милане. Теперь я уже в Париже, где состоится премьера второй серии сезонного fashion-марафона. Модный Милан традиционно считают коммерческим и сексуальным, Париж – интеллектуальным и артистическим. В переводе на общечеловеческий это означает, что в Милане показывают, чтобы продавать, в Париже – чтобы интересничать. Ко времени выхода этого номера «НГ» станет понятно, сохранит ли Париж свою репутацию или решит быть ближе к земле. Ведь исторически одежда прикрывает наготу, но так, чтобы захотелось ее открыть. Все прочие функции одежды вторичны, ибо власть, богатство, статус – суть производные основного инстинкта.
После десятилетий роста и процветания модная индустрия вступила в период депрессии. Люди перестали покупать, причем, кажется, везде, за исключением одного Китая. Если раньше нужно было торопиться приобрести какую-нибудь яркую вещь, то теперь она висит невостребованной до самого сейла. Без скидок никто не готов раскошелиться. В итоге Dolce&Gabbana объявили о снижении цен на 15–20%. Вероятно, их примеру последуют другие. Еще чуть-чуть, и большие деньги могут покинуть fashion-индустрию, которая совсем недавно соперничала по доходности с нефтью. Но в Милане об этом предпочитают не думать. Я не раз слышал от итальянцев, что слово «кризис» надо бы запретить, поскольку оно обрело материальную силу. Люди упиваются депрессией так же, как недавно упивались возможностями. Между тем жизнь продолжается, и нам небезразлично, как мы выглядим, что бы ни происходило на биржах. С этой естественной потребностью и решили работать в Милане.
«Назад к корням» – звучало рефреном на Неделе моды. Иными словами, каждый из дизайнеров попытался вспомнить лучшее из того, что было им придумано в прошлом. Поиски креативной новизны оставлены. Снобистская непрактичность белого у Gucci, рваные джинсы и прочая «движуха» – у Dolce&Gabbana, эстетская простота у Bottega veneta, четкость рисунка у Prada – все вспомнили себя в минуты счастья и решили этими воспоминаниями поделиться с пессимистически настроенным покупателем. Авось заразится. Другой тренд – поиск вечных ценностей вместо сиюминутных впечатлений. Современный клиент если и готов тратиться, то предпочитает вкладывать в качество. Поэтому дизайнеры сделали акцент на материалах – кожа тончайшей выделки, нежная замша, легкий полунейлон-полушелк, полупрозрачный египетский хлопок. Одежда будущего лета качественна как никогда, а потому не требует от покупателя никаких компромиссов ради моды. Мода больше не диктует, она балует, ласкает и успокаивает. И в этом смысле остается наркотиком, который переносит человека в другое измерение, подальше от уныния и отчаяния. В конце концов солнце еще не погасло, а значит, повода для пессимизма нет.
В эпоху маркетинга, биржевых эйфорий и паник настроение – не последняя вещь. Современный индивидуализм навсегда лишил капиталистическую систему рациональности, ибо эмоции стали важнее логики, очарование и страхи преодолели здравый расчет. А мода из легкомысленной особы превратилась в серьезного игрока. Попробуйте надеть розовые очки, и мир уже никогда не будет для вас прежним.