Признаться, я не слишком верил в то, что группа Dream Theater когда-либо приедет в Россию. Однако они приехали. 10 июня было все: и автограф-сессия с давкой сотен поклонников в душном ТЦ «Тишинка», и битком набитые трибуны ГЦКЗ «Россия», и двухчасовой концерт, и барабанщик Майк Портной, вышедший играть на бис в майке сборной России по футболу.
Dream Theater – знаковый ансамбль. В середине 90-х он изменил тяжелую музыку и критерии оценки мастерства музыкантов, играющих оную. Dream Theater воспринимается как квинтэссенция стиля progressive metal со всеми его пороками и добродетелями: претензией на интеллектуализм, сложными ритмами, смесью агрессии и «задуми», трудным поиском баланса между техникой и осмысленностью композиции. В среде любителей рок-музыки бытуют полярные оценки DT. Один полюс – обожание вплоть до покупки тройных DVD и бутлегов. Второй полюс – оценки вроде «музыка для тех, кто не любит музыку» и «бездушные роботы».
Московский концерт я бы охарактеризовал двумя словами: вынос мозга. Моего, в частности. Причем выносили его порциями. Сначала вынесли лобную долю, сыграв три интенсивные, энергичные композиции: In the Presence of Enemies, Beyond This Life и Take the Time. Затем – теменную долю.
Panic Attack с огромным объемом информации в секунду сменился дуплетом с культового диска Awake: инструментальным шедевром Erotomania и мощной, конкретной Voices. Затем настал черед затылочной доли. Композиция Solitary Shell, часть 40-минутной сюиты, переросла в мастерский, элегантный джем. Наконец, DT забрали мой мозжечок.
После плотной, лапидарной (в сравнении с другими вещами) As I Am сложно было ориентироваться: где ты, что ты? На последнее гитарное соло Джона Петруччи из Crimson Sunrise мозга уже не осталось.
Об уровне игры говорить не приходится. Dream Theater – виртуозы. Петруччи, Портной и басист Джон Маюнг, например, учились в знаменитом джазовом колледже Беркли. Слабым звеном традиционно считается вокалист Джеймс Ла Бри. Но он очень старался. И у него получалось┘
Если говорить объективно, то, по всей видимости, это был не лучший концерт в истории Dream Theater. Несколько подвел звук. Люди, бывавшие на концертах DT за границей, сравнивали московское шоу с шоу в Хельсинки – в пользу последнего. У сцены бас и бочки глушили остальные инструменты. Клавишные Джордана Рудесса не могли пробиться сквозь стену звука. Спасал неполный партер. Удавалось маневрировать, перемещаться, выбирать наилучшие в плане звучания точки. Мне удавалось. Тем, кто предпочел стоять у сцены или купил билет на трибуны, – не слишком.
Выход каждого нового диска Dream Theater сопровождается волной критики. Они долгое время были авангардом progressive metal и высоко подняли для себя планку. Сегодня через эту планку прыгают другие, а DT предпочитают издеваться над нами и получать от этого удовольствие. А что мы? Для тех, кто не ездил на Dream Theater в Хельсинки, Стокгольм или Катовице, 10 июня стало праздником. Таких дней в жизни вообще бывает не больше десятка. Дней, делящих пережитое на «до» и «после»┘