В московском клубе «Б-1» 30 и 31 мая выступал американо-британский хард-рок квартет Heaven & Hell. Вообще-то группа имеет основания и право давать концерты и выпускать диски под другим названием – Black Sabbath. Однако лидер ансамбля гитарист Тони Айомми, владелец легендарного брэнда, решил не задевать чувства Оззи Осборна, видимо, рассчитывая в будущем поездить по миру с первым классическим составом Сэббэт. Меж тем второй классический состав сыграл в Москве вещи с 3-х дисков Black Sabbath («Heaven and Hell», «Mob Rules» и «Dehumanizer»), представил новый альбом, выдержанный в духе Black Sabbath - но под другой вывеской. Вот такой парадокс┘
Так или иначе, концерт 30 мая вышел блестящий, и его не смогли испортить ни часовая задержка, ни технические проблемы. Большой экран за сценой настраивали, но так и не настроили. Со светом возились до 21:45. Местная техническая бригада в своем кругу крыла матом приезжую. Публика мрачнела. Остается загадкой, почему все приготовления нельзя осуществить до «часа икс»? Что изменилось после того, как «Б-1» стал проводить концерты не в 19 часов, а на два часа позже?
Недовольство, вызванное задержкой, сполна компенсировало само выступление. Звук, что характерно для клуба «Б-1», был хорошим. Для H&H это крайне важно. Визитная карточка Сэббэт (назову вещи своими именами) – низкий строй гитары и баса. Та самая «черная магия», созданная Тони Айомми и басистом Гизером Батлером и сделавшая Black Sabbath одной из самых заметных рок-групп начала 70-х. Плохо настроенный звук превратил бы сеанс черной магии в раздачу неаппетитной каши. В «Б-1» сеанс состоялся вполне, и при желании можно было разобрать технологию пошива мрачных одежд. Увидеть и услышать, как это делается.
Гитара и бас прошивали воздух толстыми нитями, звук пульсировал, ударялся в грудь. От барабанного соло спирало дыхание. В данном случае это не метафора, это физическое ощущение. Воздух уплотнился. Барабанщик Винни Эппис разместил над головой дополнительные басовые бочки и нещадно обрушивал на публику волну звука за волной. Некоторые зажимали пальцами то одно, то другое ухо, а то и оба. Статичные Айомми и Батлер производили впечатление хладнокровных патологоанатомов, препарирующих трупы, а вокалист Ронни Джеймс Дио напоминал маленького демона, пляшущего среди могил. Хиты прошлых лет звучали один за другим: The Mob Rules, Children of the Sea, I (один из ключевых моментов выступления), Falling off the Edge of the World, Die Young, Heaven and Hell, Neon Knights. Новые вещи оказались на уровне.
Два слова стоит отдельно сказать о Дио. Это феномен. В свои без малого 67 (!) лет он не растерял ни мастерство, ни силу вокала, ни энергетику. Ту самую энергетику, которая некогда позволила втащить забуксовавший Black Sabbath в 80-е с их новой эстетикой «хэви метал». При всей своей харизме, на сцене «Б-1» Дио не тащил на себя одеяло, был органичен и не давал забыть о музыке.
Говорят, 31 мая звук был еще лучше. Пределов совершенству, как известно, нет┘