1959. Французская прогулка на Красной площади. Показ коллекции дома Dior в Москве.
Фото предоставлено МДФ
В Музее современного искусства на Гоголевском бульваре прошло открытие одной из крупнейших фотовыставок сезона – «Christian Dior – 60 лет истории в фотографиях». Эта экспозиция проходит в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии», которому, кстати, исполняется уже 10 лет.
Выставку открывают два больших портрета – нынешний «адмирал» дома Dior Джон Гальяно, и, конечно же, сам господин Dior. А дальше┘ Трудно даже сказать, какой из десяти залов самый интересный. Посмотреть стоит все и по нескольку раз. Это были бы пустые слова, если бы не имена фотографов – фотографии 50-х и 60-х годов, сделанные Генри Кларком, Эрвином Блуменфельбом, Анри Картье-Брессоном и┘ увидите сами. И увидите, кстати, авторские отпечатки.
Завораживающий зал английской художницы Занны – бекстейдж с версальского показа Гальяно, приуроченного к 60-летию дома Dior. Я был удивлен до крайности, когда узнал, что она снимала все это на цифромыльницу.
Непременно стоит как следует рассмотреть «Питание» Ванга Кингсонга, серию «Незнакомка в витрине» Квентина Ши. Последний известен благодаря своему стилю в фотографии, включающему сложный технический монтаж. В представленной серии работ он переносит моделей с парижского показа зима-2008 в китайские индустриальные пейзажи. Унылые заводы и фабрики, пустынные улицы и железные дороги, а также будто клонированные зрители-китайцы контрастируют с роскошно одетой «незнакомкой», заключенной в стеклянный куб, выхваченной из этой тоски. Эти фотографии на самом деле куда более личные, чем может показаться на первый взгляд, – свое детство и юность Квентин провел в Тяньцзине – городе, известном своими многочисленным заводами и пустынными улицами. Пейзажи его работ, несомненно, связаны с детскими впечатлениями о родной стране, которыми он хочет поделиться со зрителем.
Еще один «восточноазиатский» зал довольно мал – всего-то пять фотографий. Но на них стоит обратить внимание. В эпоху цифровой фотографии Ронг Ронг и Инри – художники из Китая – продолжают использовать в фотопроцессе серебро, что сейчас большая редкость. Рассказанная ими история, в которой одежда выступает полноценным произведением искусства, была снята на старую японскую деревянную камеру, благодаря которой создается ощущение путешествия во времени – костюмы Гальяно, созданные под впечатлением эстетики Азии, и сюжет фотографий увлекают зрителя в эпоху самураев.
Вдвойне приятно, что в зале, посвященном ювелирным украшениям дома Dior, мы можем сравнить снимки с оригиналом – в дополнение к фотографиям коллекции Belladone Island в маленькой витрине красуется кольцо, а в углу, как дракон, притаился охранник, который любому голову оторвет за эту драгоценность.
В главном зале, где и проходило торжественное открытие, а шампанское лилось рекой, выставлены фотографии Патрика Демаршелье – одного из самых известных фотографов моды, – сделанные им для календаря Пирелли-2008 – одиннадцать моделей, одетые в коллекции высокой моды Dior весны-лета 2007. Приятно, что там «засветилась» и наша соотечественница – Саша Пивоварова. А на огромном экране мы можем увидеть то, что уже сейчас становится историей – что такое показ Haute Couture от Dior. Настоящий спектакль, создатель которого не выходит на один миг в конце – поклониться зрителям, а принимает в нем непосредственное участие – нельзя представить Гальяно отдельно от его творчества. В этом нас еще раз убеждает Симон Проктер, создатель «эпической» серии Galliano Royal, на которую его вдохновил триптих XV века «Битва при Сан Романо» Паоло Уччелло.