Молодого фотохудожника Сергея Ястржембского многие будут ругать, потому что он бывший помощник бывшего президента. Многие будут его хвалить по той же самой причине. Объективных в оценке его творчества будут единицы. Но и их многие упрекнут в профанном восприятии прекрасного. Ну или в недоразвитости рецепторов. Да мало ли еще в чем. И тут фотохудожнику посоветовать можно только одно – японский путь. Добившись успеха на одном поприще, уходи на другое, но прежде – смени имя. Смени имя и прославь его. Впрочем, поздно. Всем известно, что Сергей Ястржембский всерьез занялся фотографией недавно (хотя общий стаж его хобби – 20 лет), что первая выставка его работ проходила пять лет назад, что называлась она «Проба № 50», там в основном были выставлены снимки архитектурного свойства – с крыши Кремля, с Успенской звонницы. Теперь Ястржембский снимает с самолета. Сверху видно все, кроме человека. Впрочем, человековычитание в Impressions отнюдь не выглядит нарочитым или противоествественным. Но тут место для новых упреков: Мастер, мол, холодноват, бесстрастен – человек его интересует мало. А до Анреаса Гурского ему далеко. «Нет, нет, он не похож на Гурского», – доносилось отовсюду на вернисаже. Но аллюзий было не избежать. Хотя бы потому, что весной 2008 года фонд «Екатерина» проводил первый в России полномасштабный показ художественной фотографии Гурского. Стены помогают. Они же обязывают. Впрочем, минималистичные и отвлеченные, похожие все-таки скорее на экспрессионизм, чем на импрессионизм, работы серии Impressions Сергея Ястржембского держатся в предложенном пространстве весьма достойно.
Кстати, на пресс-конференции героя спросили: – не хотите ли снимать портреты? На что он ответил – с человеком скучновато. Впрочем, линии человеческого лица он рассматривает в морщинах земли. Да и есть ли толк упрекать художника в том, что душа его лежит ближе к тому, а не к другому? Директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, курировавшая выставку «Впечатления», с автором согласна: «Человек зазнался». Хотя едва ли автор задавался целью указать человеку место в современной цивилизации. Он лишь искренне любуется цветоделением естественных ландшафтов, поразительно иногда напоминающих живопись Марка Ротко или Игоря Вулоха. Авангард – тоже да. Но это общее место. Представленный Ястржембским макрокосмос медитативен, заставляет подумать – нет, не о величии земли и ничтожности ее обитателей, а скорее о том, что замысел создателя совершенен в любых проявлениях. Кружки и стрелы. Строгая симметрия. Априорные формы. Лоскутки без теней. Потому кажется, что все это неживое, но искусственно созданное. Сделанное руками кропотливо и отстраненно, как и любое искусство – ни почему.
И еще к вопросу о профанном восприятии творчества. Искусством можно считать все то, что хочется повесить у себя дома, а также то, что заставляет подольше побыть в том пространстве, где оно выставлено. Так вот – в отношении «Впечатлений» Сергея Ястржембского оба вышеозначенных критерия работают. Тогда так ли важно – переменят эти фотографии ход истории искусства или нет?!