О статусе мужчины судят по украшениям его жены.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Александр Гордон опять порадовал. Явил миру группу борцов с гламуром, журналом GQ и его главредом, нашим колумнистом Николаем Усковым. «Бить гадину» вызвались главный придворный агитатор Максим Шевченко, в костюмчике, похожем на Brioni за 5 тыс. долл., неизвестная литературовед с немытой головой и философ – любитель «писателя Канта» с прической деревенского чучела, говоривший о «чучеле красоты». Люди безусловно и априорно духовно богатые, но со скромным материальным достатком решили заклеймить GQ за то, что его «несчастные 200 тысяч» читателей в условиях кризиса и сокращения потребления оказались им, журналом, обманутыми. Типа как же теперь потреблять, ежели денег нет. Обманул Усков! Эти беспокойные сердца, нравственные умы не волнует судьба 100 миллионов россиян, которые GQ не читали, но все равно не могут понять, откуда кризис на «островке стабильности»? О несокрушимой политической и экономической стабильности в России беззастенчиво говорили правду все последние годы. И больше других – Максим Шевченко!
В ход было пущено все – от нравственного императива Канта до духовных исканий братьев Карамазовых. Временами создавалось ощущение, что Усков Родину все-таки продал и вполне заслуживает высшей меры наказания┘ Впрочем, еще не вечер, как говорили в НКВД перед войной.
Философ, похожий на собственное чучело, назвав Канта любимым писателем, так и не понял, что из агностицизма Канта вытекает главная мысль о толерантности и либерализме. Просто потому, что никакое категорическое знание невозможно по определению, в принципе. В силу трансцендентальности. А «наш кобзарь», как ласково называют Шевченко не то украинские, не то палестинские коммунисты, апеллируя к Карамазовым, так и не понял ничего про милосердие.
Да капитально так не понял, классически. В тот же день, что шла передача Гордона, он на «Эхе» родил перл: «Милосердие основано на разуме, а не на сжимании сердечной мышцы». Во так! Ау, г-н Шевченко, слово называется «мило-СЕРДИЕ».
В России уже почти 20 лет строится капитализм. Суть его – потребление, в том числе и принудительное, через кредиты и раскручивание образов ролевых моделей. Потому что капитал – самовозрастающая стоимость. По Марксу. Мир вещей безграничен. Для того, чтобы не заблудиться в нем, существуют путеводители, дающие ответ на ключевые вопросы: что, где, почем и, главное, зачем покупать? Глянцевые журналы и есть путеводители по миру дорогих вещей. Дешевые можно и так купить на рынке в Коньково.
Чучело красоты тоже бывает симпатичным. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |
Зачем люди покупают дорогие вещи? Вопрос не нов. Научный ответ был дан Торстеном Вебленом в 1899 году в замечательной книге «Теория праздного класса». Ученый ввел в научный оборот понятие об институтах, которые уточняют мотивы поведения людей на рынке. Таким институтом для праздного класса оказалась мода. Мода как институт – мощнейший мотив зарабатывания и потребления. Мужчина сообщает обществу, что у него все в порядке, что он – крутой, через наряды и украшения жены. У его жены бриллианты в 20 карат, а он в скромненьких джинсах. А все говорят – крутой!
Как это часто бывает, борцы за нравственность всегда оказываются плохо образованными, серыми неудачниками. Кто знает этого философа-кантианца, эту критикессу с немытой головой? А кто знает журнал, который редактирует Шевченко? Который развозят бесплатно по организациям. Потому что за деньги его никто читать не будет? Кто цитирует творения Шевченко? А книгу Ускова про средневековые монастыри изучают в духовных учебных заведениях. И вот эти люди, не прошедшие жесткий фейс-контроль реальными достижениями, лезут на Первый канал учить и одергивать людей успешных, прошедших проверку рынком. То есть доказавших, что их труд признан общественно необходимым. Чему они могут их научить? Как присосаться к государственному бюджетному финансированию?
Еще порадовал какой-то лысый человек с серьгой в левом ухе, утверждавший, что он успешный певец. Успешный, но не гламурный. Он как бы хотел сказать: берите с меня пример. Эх! Представляю себе страну, сплошь состоящую из таких негламурных лысых с серьгой в левом ухе. Но это была бы уже другая передача. И думаю, пригласи ведущий в студию тех же оппонентов, досталось бы ему за его серьгу. И еще за слова единственной известной песни «Вот перед нами лежит голубой Эльдорадо». Отвечал бы он и за преклонение перед «золотым тельцом» целого поколения! Ну и за голубых с серьгой в левом ухе.
Когда Гордон сказал, что каждый день ест в ресторане ЦДЛ, то сразу всплыла фраза «Лох – это судьба». Но именно из-за этого ему прощается многое. Даже фальшь при выборе тем. Ну, нет у него заточенного копья на глянец. Потому и Каплевич нравится, самый гламурный из художников.
Саморазоблачающим для носителей духовности оказалось их желание несколько часов подряд на виду у всей страны спорить с Ксенией Собчак и Тиной Канделаки о содержании глянцевого журнала. Жажда рейтинга и славы уравняла в глазах зрителей и «духовных», и гламурных. При этом девушки вели себя дружелюбнее и убедительнее.
Но волосы перед эфиром на Первом все-таки мыть надо. Ведь нигде у духовных отцов не сказано, что с грязной головой твои аргументы лучше до сердца россиянина дойдут. Ведь в человеке все должно быть прекрасно. Не так ли?
И еще одно замечание. Константин Эрнст демонстрирует недюжинное рыночное чутье. Он в погоне за самым успешным гламурным зрителем, привлекательным для рекламодателя своим тугим кошельком, как-то незаметно перетянул к себе на канал звезд глянца с других развлекательных каналов. Гарик Мартиросян, Сергей Светлаков, Александр Цекало, Ксения Собчак и Тина Канделаки работают на рыночный успех Первого. Без всяких заморочек о духовности.