Парикмахер моет Свете голову после покраски волос.
Фото Константина Купрессова, 2008 год, Санкт-Петербург
Показалось, что эстеты от фотографии были несколько фраппированы свободой и демократизмом, которые хлынули в искусство по инициативе Винзавода. А чего можно было ожидать, если проект Best of Russia 2008, открыт для любых участников – любителей, профессионалов и безусловных мэтров жанра. Если точнее, это была свежая кровь, которая должна помешать (и мешает) искусству выродиться и заболеть гемофилией.
Нельзя не отметить, что открытый проект Best of Russia 2008 стал альтернативой столь же демократичному конкурсу «Серебряная камера». Правда, с существенной поправкой на масштаб. Работы на конкурс прислали из 76 регионов страны. Общее количество составило 16 тысяч. Возрастной диапазон участников тоже не был регламентирован – от 7 до 86 лет. Единственное жесткое условие – фотографии должны быть сделаны в России и о России.
Конкурсные фото приходили по «мылу», а также по старинке – в бумажных конвертах. С Кольского полуострова, с Курил, из глухих деревушек за Полярным кругом. А 3 февраля на Винзаводе вывесили 300 лучших работ в номинациях «Архитектура России», «Природа России», «Люди», «События и повседневная жизнь», «Мода и реклама». В жюри вошли замминистра культуры РФ Павел Хорошилов, директор МДФ Ольга Свиблова, директор фотослужбы ИД «Коммерсант» Эдвард Опп, гендиректор «Афиши» Илья Осколков-Ценципер, главный редактор «Огонька» Виктор Лошак.
В тон идее создания картины России на открытии звучали песни «Лучший город Земли», «Летят перелетные птицы», «Ах, Самара-городок!». Было много молодежи, много шампанского. В отличие от залов «Манежа» (где выставляли «Серебряную камеру») стекло фотографий не бликовало. А после открытия, которое Роман и Софья Троценко провели быстро, почти на бегу, оказалось, что лауреатов и денежных премий в конкурсе нет. Наградой участникам стал факт вернисажа. Плюс каждому из них подарят каталог, изданный по результатам конкурса.
Трудно оценить это адекватно, но фотографии конкурса выбрали не только по принципу художественной ценности, но и ради идеи создать облик страны. Если взять, скажем, фото «Заповедные места» Анзора Кобаладзе из Ярославля, «Летний вечер на реке Вуоксе» Константина Быкова из Ленинградской области или «Полярный день» Зокира Умарова из Новосибирска, то спасибо можно сказать лишь за то, что они документировали красоту. А еще в номинации «Природа» сильно бросилась в глаза чрезмерная обработка работ в программе Fotoshop.
Конвейерная жизнь за 4 тысячи рублей на Безенчукской птицефабрике. Фото Матвея Байгузина "Птицефабрика", 2008 год, Новокуйбышевск |
Еще вернисаж показал, что работы неизвестных фотографов, даже малолетних, вполне могут соперничать с произведениями мастеров. Если рассмотреть и сравнить работу «Мисс позитив-2005...» Сержа Головача и фото 12-летнего Никиты Цветова «Моя сестра», тут есть о чем поразмыслить. В плане иллюстрации российской глубинки произвели впечатление фотографии – Алексея Каторчи «Семья», где бабушка в избушке общается с козлятами, Геннадия Усоева «Сельская школа» с рыжим застенчивым учеником, пишущим сочинение, «Старые крылья» Александра Гурова, из серии «Про жизнь» Павла Безрукова из Барнаула.
Может быть, тайным умыслом организаторов проекта и был этот самый резкий и острый контраст, на пике которого отточенный выверенный изощренный гламур на тему искусства и модных журналов схлестнулся с живой и неподдельной болью, сквозящей в жестах, глазах и старческих морщинах. «Старик-оленевод» Григория Мкртчяна и «Олег Кулик» Сержа Головача, «Черти из печки» Александра Яковлева (три чумазых кота смотрят из зева печки) и парящие футболисты от Влада Локтева, «Глядя в суть» Светланы Спириной и «Мотивы страсти» Элен Миллер.
В целом (и это вполне логично) фотографии в номинациях «Люди» и «События и повседневная жизнь» выглядят наиболее живо и интересно. Здесь вам и мамаша, с глупой и счастливой улыбкой держащая на руках двойню, и мрачный инфернальный Сергей Гармаш, и трогательный Артемка, застывший в дверях с веником, и жуткая бомжиха, скорчившая нечеловеческую гримасу. Перед тем как найти реальный символ Best of Russia, организаторы, наверное, временно, второпях выбрали портрет плутоватого деревенского веснушчатого мальчишки – Country boy Анны Сотниковой. Однако, правду сказать, в обозначенном контексте выставки общий символ выделить нелегко. Ведь особенность бриллианта – в его многогранности┘