В Первую мировую войну Черногория принимала русских художников-эмигрантов.
С.Ф.Колесников "Рыбаки"
Мы себя забыли, а они нас помнят. Черногорцы любят русских. Сторож восстанавливающегося в центре Подгорицы храма ведет меня к иконе Романовых. Радован показывает, что уже сделано, что еще будет сделано. Машет мне рукой: «Рускиня?» Тебе, мол, можно, проходи. Манит в глубину – там уже все устроено для богослужений. Горцы со славянским темпераментом очаровательны. По-деревенски гостеприимны и по-южному улыбчивы.
Мы с трудом понимаем сербский. Они русский – легко. Потому так рады они нам, что культурные связи между русскими и черногорцами для них априорны. Они переживают их как кровно-родственные. Без помпы и надрыва.
Хотя без официальных доказательств исторической любви и признательности в праздничный день – День города Подгорицы – все же не обошлось. Префект ЦАО Москвы, прибывший на празднования вместо московского мэра, открыл пешеходный мост в центре столицы Черногории – московский подарок. А известная московская галерея «Александр-арт» организовала в местном музее выставку русских художников-эмигрантов, которых принимала Черногория во времена Первой мировой войны. Казалось им тогда, что этот тихий, солнечный и вообще по всем параметрам райский уголок в хорошем смысле забыт богом. И хранят его от бед, невзгод и печалей только светлое солнце, синие волны Средиземного моря, ядреная зелень и еще что-то полуродное в воздухе, неискушенным российским туристам напоминающее Кавказ.
День города совпадает с Днем святого Николая. Здесь сегодня принято идти в гости и не уходить оттуда до трех часов ночи. Поэтому вернисаж выставки, само собою, затянется. Праздник продолжится естественным путем. Салонные художники так называемого второго и третьего ряда удивительно органичны здесь. Тихая домашняя радость, которой светятся их полотна, как нельзя уместна в этом солнечном краю, ставшем когда-то вторым домом последователям Репина и Айвазовского – Н.П.Богданову-Бельскому, С.Ф.Колесникову, А.П.Сосновскому. Кстати, посмотреть на них – уютных, незаслуженно забытых и любовно подобранных для черногорской экспозиции искусствоведами галереи «Александр-арт», прибыла вполне себе звезда – знаменитый черногорский художник-наивист Войо Станич. Его большую выставку готовят в Москве в ГМИИ имени Пушкина летом. Старика Войо очень ценит Эмир Кустурица. Говорят, последний даже специально приобрел дом неподалеку от мудрого и счастливо веселого философа от живописи, который, как утверждает сам, изображает на своих полных жизнерадостного абсурда картинах исключительно то, что видит из собственного окна. И многим, кто желает купить его работы, предлагает в качестве альтернативы приехать к нему в гости и некоторое время просто посмотреть в это самое знаменитое окно.
На обратном пути в самолете ко мне поворачивается русская женщина. «Знаете, они живут, а мы только деньги зарабатываем». Вздыхает. «Вы Негоша почитайте. Это такой их самый главный писатель. Про что пишет-то? Про «живот». Про жизнь то есть. Я легко научилась по-сербски читать. Там же все просто и понятно. Иногда вот читаешь, и прямо плакать хочется. Как ясно все да как мудро. Он говорит вот, например: «Возьмешь чужое, а оно тебе прямо руку печет». А к святому Василию не ездили? Обязательно побывайте. Ой, а знаете, он у них ходит. У него тапочки такие. И монахи монастыря, где его мощи хранятся, говорят, что к концу года они всегда стоптаны».
Самолет прибыл в аэропорт «Домодедово». Температура за бортом, как всегда, на десять градусов ниже, чем в покинутом раю.