Ирина Воителева. Из серии "Московские бабочки".
Фото предоставлено организаторами
Владимир Мишуков. Из серии «Дитя».
Фото предоставлено организаторами
Много есть конкурсов, хороших и разных. Однако не каждый похвастается своей свободой и демократизмом при высокой профессиональности и престиже организаторов. Исключением можно считать ежегодный конкурс на лучший фоторепортаж о Москве «Серебряная камера», прошедший в столице в восьмой раз. «Серебряной» ее прозвали потому, что именно с этим драгметаллом ассоциируется фотография.
Напомним, в мероприятии, которое проводит Московский дом фотографии при поддержке правительства Москвы, могут принимать участие все-все-все – мэтры, профессионалы и любители, а также начинающие – школьники и студенты. Так, конкурс способствует поиску и поддержке молодых талантов, а попутно помогает запечатлеть ускользающий облик Москвы.
По традиции премии вручают в трех номинациях – «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». Еще есть много специальных призов от компаний-спонсоров. Одна из важнейших наград конкурса отличается непредвзятостью. Это «Приз зрительских симпатий», который вручают по результатам голосования на сайте МДФ и анкетирования на выставке.
Итак, в декабре ушедшего года в ЦВЗ «Манеж» представили выставку работ участников конкурса «Серебряная камера 2007». К участию принимались фоторепортажи 2006–2008 годов. А в январе подвели итоги и наградили лауреатов. В жюри вошли замдиректора МДФ Сергей Бурасовский, директор фотослужбы ИД «Коммерсант» Эдди Опп, директор фотослужбы журнала «Русский репортер» Андрей Поликанов, фоторедактор журнала «Огонек» Анна Шпакова и другие.
На церемонии вручения после пафосных слов о пользе конкурса вскрылась проблема, связанная с общим спадом качества работ. Андрей Поликанов не преминул выразить разочарование. Он даже не хотел давать приз в одной из номинаций. Это подтвердила и директор МДФ Ольга Свиблова, по словам которой у конкурса произошел «реверс про спирали», и в прошлом году у Свибловой даже возникала мысль закрыть «Серебряную камеру».
Посетившие «Манеж» (а было их, по статистике, более 70 тыс.) могли убедиться, что общий уровень работ действительно оставляет желать лучшего. Многие фотографии вызывают вопрос: «А где идея?» Взять хотя бы серию Майкла Экелса с однообразными рядами биотуалетов. Хотя таковая оценка, наверное, и наводит обычных людей на мысли: «А чем я хуже? А почему бы и мне не попытать счастья».
Владимир Мишуков. Из серии "Дитя". Фото предоставлено организаторами |
Так или иначе, лидеров все же выявили. В номинации «Архитектура» гран-при (134 тыс. руб. с копейками) получила Саша Ауэрбах за серию «Новые фотографии исчезающих зданий». Тут надо сказать, что награда скорее всего была обусловлена не высокими художественными достоинствами, а тем, что фотограф смогла найти и запечатлеть редкие разрушающиеся объекты советской архитектуры.
Поездку на пять дней в Венецию за серию «20 видов живописного моста» (того самого неуместного гиганта в Крылатском) заработала Людмила Зинченко, известная снимками камерой-обскурой. Заказ на съемку в российских регионах получила Маргарита Федина за «Лебединую песню русского модерна: Москва доходная» (немудреный прием съемок зданий по диагонали порождает у зрителя вопрос: «Зачем?»).
В номинации «События и повседневная жизнь» гран-при дали «молодому фотографу» преклонных лет Игорю Макову за серию «Московские улицы». По его признанию, он занимается фотографией восемь лет, причем никогда не делал фоторепортажей. Поездку в Дюссельдорф на месяц выиграл Дмитрий Зверев («Москва вне времени»), а издание каталога на трех авторов – Марина Рогожина (серия «Dance, dance, dance┘» с танцующими детьми).
В уже упомянутой номинации «Лица», обруганной Поликановым, главный приз достался Надежде Филатовой и Андрею Фиолетову. Их серия «Май 25», кстати, не запомнилась. По-настоящему потрясли Ирина Воителева (серия «Московские бабочки» с лицами столичных старух), Елена Протчева с серией «Снег». Героем вечера стал Владимир Мишуков, получивший «Приз зрительских симпатий» за фотографический диафильм «Дитя», в котором он заснял сцены жизни современного тинейджера.