Последняя роль. Александр Абдулов в "Капкане".
В первые дни Нового года, отметив тем самым годовщину со дня смерти Александра Абдулова, канал «Россия» показал фильм классиков советского телевизионного кино Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Капкан». Из анонсов следовало, что Абдулов сыграл в нем свою последнюю роль.
Сценарий «Капкана» написан еще одним классиком – Эдуардом Володарским («Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин», «Прощай, шпана замоскворецкая», «Красные дипкурьеры» и др.). В главных ролях – как уже было сказано, Абдулов и Ирина Алферова.
Алферова играет совершенно бесстрашно – послушная режиссерским указаниям, она раздевается перед камерой, оставаясь в одном купальнике, в одном белье или даже вовсе без купальника и без белья. Причем в отличие от многих ее наших и иностранных коллег она, кажется, никогда в жизни не прибегала к помощи пластической хирургии, так что хорошая форма и хорошие формы – успех ее собственных усилий и, судя по всему, честно прожитых лет.
Но речь – не об этом.
По сюжету Михаил Григорьевич Волобуев, которого играет Абдулов, попадает в неприятную историю. Жена неожиданно исчезает, затевается следствие, следователь оставляет как рабочую единственную версию – убийство, причем единственный подозреваемый у него – муж. Для сюжета, конечно, интересно, чтобы неприятности громоздились со всех сторон, поэтому параллельно у дочери Волобуева от передозировки умирает то ли муж, то ли сожитель, на квартире находят около ста граммов героина и девушку сажают в тюрьму – за хранение и распространение наркотиков. Следователь (его играет Сергей Виноградов) получает у прокурора санкцию на арест подозреваемого, чтобы тот в подходящих условиях скорее написал признательные показания.
Ирина Алферова играет совершенно бесстрашно. |
Любой человек понимает, что и в жизни, и в кино бывают хорошие полицейские, а бывают (для сюжета так даже интереснее!) плохие. Так же – и милиционеры. Но тут хорошие где-то на окраине. Итак, следователь-карьерист выбивает, вымаливает ордер на арест. Далее – сговаривается с закоренелыми бандитами (в «предвариловке» тут сидят прожженные рецидивисты!), и те начинают выбивать из героя признание. Поскольку тот никак не колется, следователь жмет сильнее. Он – на бандитов, те соответственно на Михал Григорича, к слову, известного фотожурналиста и даже лауреата Госпремии. Адвокат (Сергей Газаров играет гремучий коктейль из Генриха Падвы и Генри Резника) почему-то долгое время в этой истории не появляется, вероятно, сильно занятый освобождением из-под стражи дочери с ее наркотиками. «Банально... Взятка!» – улыбаясь (улыбка вообще не сходит с его обаятельно-плутовского лица), объясняет он решение этого щекотливого вопроса.
За дружеским обедом следователь просит 60 тысяч долларов. Так много – потому что не для себя одного. Необходимую сумму достает друг Волобуева Егор Васильевич, бывший полковник 1-го управления КГБ, хороший человек. Адвокат передает, девушку отпускают. Далее – адвокат встречается с криминальным авторитетом Мироном, просит его связаться с СИЗО, чтобы бандиты отстали от Волобуева. Тот связывается, бандиты отступают.
Тут дает слабину даже Егор Васильевич: возвращая сыну-бизнесмену взятые взаймы 60 тысяч, он, такой честный, что недавно родного сына жуликом называл, просит: «Купи внуку «бээмве», он так мечтает о машине... Помнишь, как ты сам мечтал об оловянных солдатиках?..»
Такая жизнь. Хорошо, если у тебя есть друг-адвокат по имени Цезарь, который и пять дел сразу может делать, и со следователем переговорить, и с вором в законе дела уладить... А если нет, то, как говорится, и суда нет. Во всяком случае, в фильме всё и хорошее, и плохое успешно решается без участия судебной системы.
Для восьми с лишним лет, проведенных в условиях отлаживания вертикали власти, – не очень приятная история. Без света в конце тоннеля. А вообще-то – убийственная.
То есть и девушку выпускают, и Волобуева в конце концов. И даже жена находится. Но это – в пределах семейной драмы, а в том, что касается системы судопроизводства, Минюста, в целом правоохранительных органов, что касается правды, говоря высоким слогом... С этим, судя по фильму, который был показан на нашем государственном телевидении (значит, сочли, что все ничего, в пределах нормы), – дела обстоят неважно. Вот где капкан.