Леонид Тишков приступает к "Безумному чаепитию".
Фото автора
Сказки «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» гениального английского писателя и математика Льюиса Кэрролла всегда были благодатной почвой для художественных опытов. Количество известных иллюстраторов «Алисы» исчисляется сотнями. Это Фрэнк Адамс и Малкольм Эшман, Мейбелл Люси Этвилл и Грег Бейкер, Бриджит Брайан и Линда Кард и многие-многие другие. Почетные позиции среди них занимают сам автор, первый гениальный иллюстратор произведения Джон Тенниел и, конечно, мэтр Сальвадор Дали. Не последнюю роль в таком изобилии мастеров сыграла философская многоплановость сказки, и сегодня продолжающая вызывать самые разнообразные стилевые вариации.
В своем арт-проекте «Алиса в стране чудес» галеристка Полина Лобачевская решила показать, как представляют себе сказку деятели современного искусства. В отличие от вышеупомянутых живописцев и графиков они, как правило, работают в технике инсталляции, а значит, обладают более мощными и разнообразными средствами для выражения смысла. Почти все 17 художников, участвующих в выставке, создали работы специально для проекта. Лишь вещи Владимира Немухина и Франциско Инфанте были тематически подверстаны. Итак, в предновогодние дни небольшое пространство двух этажей «Домика Чехова» превратилось в мир фантазий на тему Кэрролла.
На первом этаже, как бы в роли оглавления, разместились портреты Льюиса Кэрролла и его героини Алисы Лиделл в исполнении Святослава Пономарева. Приглядевшись, можно заметить, что портрет писателя составлен из оригинального текста сказки. Здесь же можно пройти через белый «Туннель» Татьяны Баданиной, пространство которого расширено с двух сторон зеркалами и создает визуальный эффект выпадения в иную реальность. Сергей Шутов, взяв из «Алисы» слова Синей гусеницы: «– Откусишь с одной стороны – подрастешь, с другой – уменьшишься!» – развесил на стене красные с белыми крапинками шляпки мухоморов. Леонид Тишков подошел к вопросу еще более концептуально. В работе «Безумное чаепитие» он представил круглый стол с белой скатертью и чайным сервизом, но┘ закрепленный вертикально полу и вращающийся вокруг своей оси. Таким образом, к идее бесконечно продолжающегося безумного чаепития добавилась идея искривленного пространства, с которым экспериментирует Кэрролл. Зацепкой для другой работы Тишкова «Клубки Алисы» стал шерстяной клубок кошки Дины. Утяжелив разноцветные клубки монетами, Тишков подвесил их на нитях и с помощью особого механизма сообщил им вращательное движение. В итоге, как заметил его знакомый физик, ему удалось проиллюстрировать физическое понятие «сверхкороткая волна».
Две яркие работы выставки принадлежат художнице Мабри. Одна из них – «Ростомер», отсылающий к эпизоду роста и уменьшения Алисы. Вторая – Puzlle – являет собой более сложный художественный синтез России и Англии. Картина, собранная из кусочков пазла, изображает советский каток. По этому катку несется команда хоккеистов, вместо клюшек вооруженная розовыми фламинго. Венчают этот смысловой коллаж портреты Александра II и английской королевы Виктории.
На лестничной площадке расположилась работа Светланы Виккерс «Вход – выход», изображающая кукольную Алису, входящую в Зазеркалье и выходящую из него. Александр Пономарев создал самый масштабный объект на выставке «Выпей меня!». Это фонтан с символической головой художника, которая пластиковыми трубками как бы соединена с небом, а изо рта испускает воду, символизирующую творчество. Не обошлось без королевы в картине Кати Филипповой The queen of hearts, без шахмат в объекте Екатерины Демуровой и Сергея Смирнова «Шахматная партия» и, конечно, улыбки Чеширского кота в триптихе Андрея Бартенева «Институт чеширской улыбки».