0
1083
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

12.12.2008 00:00:00

Культурное событие или общественный скандал?

Тэги: премия, кандинский


премия, кандинский Автор главного проекта года Алексей Беляев-Гинтовт.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В среду поздно вечером на Винзаводе была вручена премия Кандинского. Результаты предсказуемы и симптоматичны.

В номинации «Лучший молодой художник года» победила Диана Мачулина с работой «Труд», отсылающей к странному сюжету – про вымарывание фактов из реальной истории. Фигуру Горбачева перенесли на главной газетной фотографии, а половину головы оставили на президиуме – коллектив газеты «Труд» был уволен. Диана назначила сюжет мифом и создала монументальное живописное полотно, посвященное ему. Главным проектом года была названа работа Алексея Беляева-Гинтовта «Родина дочь». Критик Александр Панов заявил, что теперь уйдет из профессии навсегда. За Гинтовта болели массы и работающие с ним галеристы. Эстетствующая же общественность, сочувствующая именитым арт-критикам, многим из которых не было выделено сидячих мест, громко возмущалась, не дав сказать слова победителю. Его заглушали криками «Позор!» и «Фашизм!». Были и те, кто этот буйный скандал, включая нацистский митинг у входа на Винзавод, восприняли как хорошо спланированную идейную войнушку, призванную добавить румянца на щеки спорящих о неактуальности актуального российского искусства. Попахивало локальной цветной революцией. Подозрительно было то, что людям с плакатами типа «Фашисты, прочь руки от Кандинского» было выделено время на то, чтобы быть замеченными. Нагнетание важности вылилось в двухчасовое ожидание начала церемонии. Съезд гостей был назначен на семь вечера, начали в 21.00.

Был ли это элемент сценария или промахи организаторов – не ясно, но в любом случае недовольство в публике закипало, кто-то покинул пространство Винзавода со словами «Это кошмар и неуважение» еще раньше, чем на сцену вышли ведущие Вячеслав Мизин и Александр Шабуров («Синие носы»), а некоторых оставшихся даже перформансы звезд мировой арт-сцены не смогли отвлечь от дискомфорта. Так нужный градус был достигнут. Низы не хотели, верхи не могли. И скандал вышел. Гинтовта освистали, он к тому же позволил себе произнести слово «фашизм» со сцены, и понеслось.

Но если оставить за скобками обвинение Гинтовта в фашизме, которое прозвучало в прессе чуть-чуть заранее, и в общем тоже наталкивает на мысль о сценарном плане скандала, получается, что большинство художников, вошедших в шорт-лист премии Кандинского, так и продолжает бороться с призраками прошлого. Не исключение даже тихая лирика проекта «Б/у» Дмитрия Гутова. «Представьте себе заштатный советский универмаг...» – первая строка текста о нем в каталоге премии. Ленин жил, Ленин жив. Он жив у молодой художницы Мачулиной. Актуален – его монументальная голова на монументальном полотне заметнее курьеза с Горбачевым. Он у 25-летнего Антона Польского (художник в шорт-лист не вошел). Все работают с осколками империи. А то прошлое, для художественного осмысления которого настало историческое время, уже безнадежно от нас оторвано. Такова компрессия нашего мобильного времени. Для восприятия сегодняшнего дня у нас будто не хватает рецепторов. И даже группа «ПГ», победившая в номинации «Лучший медиапроект года» с их артикуляцией мало кому очевидной пока китайской угрозы, выглядит легкой шуткой, занимательной футурологией, не имеющей отношения к мейнстриму – серьезным стенаниям по прошлому. Остается только солидаризироваться с автором статьи «Великое безликое» по поводу выставки номинантов премии Кандинского в ЦДХ. «Ничего интереснее советской власти с нами пока не произошло»- пишет Елена Ремчукова (см. «НГ-антракт» за 14.11.2008). Сил и средств на борьбу с призраками у нас еще достанет, а вот дать в визуальных образах настоящее пока не получается.

Церемония вручения премии Кандинского, в общем сама по себе неплохая, показала тоску, нашу неизбывную тоску по репрессивным отношениям хоть кого-то с кем-то. Власти с художником, например. То есть не «например», конечно, а без вариантов. Власть и как следствие – ее отношение к художнику постепенно становятся похожи на бесстрастную резиновую куклу, которую отчаянно насиловал на сцене в самом начале церемонии актер в форме французского полицейского, изображая последний по времени скандал в арт-мире. Он связан с арестом в Париже работ Олега Кулика и галеристки Елены Селиной на ярмарке FIAC. И если мы снова хотим репрессий, то нужно просто с наслаждением повспоминать, как это было раньше. Вызвать Бориса Гройса с лекцией на тему «Власть и художник». Вызвать фашизм. Вызвать Ленина, Сталина и даже мумии фараонов. Благо в искусстве все обходится без столоверчения. Просто мы так хотим поговорить об этом.

Мы скучаем. Мы упиваемся, когда нас бьют и мучают. Нам это нравится, как нравится изгнанный из Третьяковки Андрей Ерофеев. Теперь в виде огромного портрета с надписью «Особо опасен» на лбу он нам симпатичнее и как-то ближе, чем когда он просто делал хорошие проекты.

Действо за вычетом скандала и задержки вышло достойное. «Мы не в «Комеди клаб», – сказали Мизин и Шабуров, так, будто сами засомневались, попав на решенную в красных тонах сцену (да, возразите мне, что красный – это цвет русского авангарда, а не интернационального «Комеди клаб» – допустим, но все это родом из СССР). Разве что заокеанский жанр стенд-ап комеди просто универсален, раз так хорошо дался даже лектору Гройсу, не говоря уже о звездах мировой арт-сцены вроде одного из братьев Чемпенов и перформансистки Марины Абрамович. И еще. Не удивился бы Василий Кандинский, услышав, что премию его имени вручили троим, сотворившим нечто фигуративное. Скорее он пожал бы плечами, узнав, что понятие новаторства в творчестве, сопряженное с его именем и взятое на знамя организаторами Kandinsky Prize, на излете 2008-го по-прежнему кровно и как-то патологически крепко связано с мумифицированными призраками прошлого.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1318
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3197
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2288
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1835

Другие новости