Марина Абрамович. Cleaning the house.
Фото предоставлено marka: ff
Нет, нет и нет. Не родственница. Никакого отношения к понятию Red Roma Марина Абрамович не имеет. Хотя тот теперь тоже вроде как в искусстве. Сделал возможным центр современной культуры «Гараж», в то время когда аналитики предсказывали, что в искусство потянется топ-менеджмент Абрамовича и его окружение, – он взял и пришел в него сам. Впрочем, не суть. Не о нем речь. Спонсирование – это важно, но мало. Куда меньше, чем само искусство. А вот в нем югославская тезка Романа Абрамовича Марина оглушительно известна. Художницу Марину Абрамович пригласили в Москву для вручений одной из номинаций премии Кандинского. А арт-деятель Федор Павлов-Андреевич каким-то чудом склонил ее на двухчасовую лекцию в кинотеатре «Пушкинский». Преамбула была такова: «Два часа с Абрамович заменяют пять лет в художественном вузе». Два часа Марина Абрамович честно рассказывала о том, что такое перформанс. Показывала видеоарт. Разных лет и разных людей. Резюмировала, что перформанс как вид искусства заглох в 70-е. А сейчас кто за него берется – хочет он того или нет – ностальгирует по прошлому, которого не видел. Вот, например, совсем молодой китайский художник пытается проглотить микрофон. Мы на это смотрим. Вот она сама вырезает лезвием на собственном голом пузе красную коммунистическую звезду естественного цвета крови художницы – так сказать, вживляет в тело и без того вживленный в сознание символ. А вот еще экспириенс – навешать на себя ядовитых змей и подождать, пока они начнут ползать, повторяя энергетические линии твоего «Я». При этом сохранять спокойствие в панике. Такая вот работа над собой. Перформансисты ненавидят театр. Потому что там все нечестны. А тут всякий раз все может закончиться навсегда.
Мне лично больше всего понравилась ее «Эротика» – видеофильмы про разные части тела и балканские традиции, связанные с народными верованиями. Я не буду рассказывать, с помощью чего и как балканцы добиваются урожая и верности в браке, но сама призадумалась, не взять ли на заметку пару ритуалов.
Да и, кстати, поп-дивой от искусства ее называют не зря. Народу в «Пушкинском» она собрала едва ли не больше, чем последний Джеймс Бонд со своей украинской подружкой.