Ругать российское телевидение что пинать покойника. Банально и бессмысленно. И тем не менее меня всегда занимало, почему наши критики не видят очевидного.
Странно, но им никогда не приходило в голову, что некоторые телевизионные проекты делают просто-напросто глупые и малопрофессиональные люди.
«Читатель ждет уж рифмы «розы», но ее не будет. Я не про Первый канал и не про НТВ. Там-то как раз работают циничные профи с хорошо натренированными цепкими мозгами. Первый в этом сезоне вообще потряс меня «Познером», «Большой разницей», а на КВН я лично сходил, чтобы вживую увидеть выступление самарской команды «Сок» и московской – «Федор Двинятин». Даже «Гордонкихот» при всей гнусности стоящей за ним интенции хотя бы в состоянии породить общественную полемику о границах этой самой гнусности. Одним словом, глупые люди сидят не там, они сидят, например, на Втором канале, что естественно, поскольку в отличие от Первого Второй существует на деньги налогоплательщиков. А они, как известно, «ничьи», и их можно тратить как бог на душу положит.
Их и тратят. Только не подумайте, что я сейчас буду рассказывать о помпезной скуке проекта «Имя России». Все и без меня сказано. Я расскажу о личном опыте участия в утреннем эфире «России», который вели в тот день прекрасные, в сущности, люди – Олег Газманов и Анастасия Чернобровина. К ним никаких претензий у меня нет: Олег – отличный мужик, Анастасия – красавица.
Дело в редакторах, которые формулируют темы, подбирают гостей, вкладывают в уста ведущих вопросы, ну и вообще следят за тем, чтобы все было тип-топ.
С самого начала тип-топ не случился. Съемки задержали на три часа. Все это время в комнатушке томились Аркадий Новиков с помидорами и хлебом – ему предстояло готовить «антикризисный бутерброд», главный редактор журнала Cosmopolitan и ваш покорный слуга. Была еще безымянная девушка, позиционирующая себя как писательница (ее книжка должна выйти в январе). Ее все устраивало, потому что она попала в волшебный мир ТВ. Деловитая редакторша объявила, что обсуждать мы будем то, как гламур все поработил и почему у него ложные идеалы.
Я спросил, а меня-то вы зачем позвали, «это же вздор». «Ну как?» – удивилась женщина. «Вы же про гламур, ну я вообще-то ваш журнал не читаю, я Men's Health читаю», – затараторила дама, являвшая полную противоположность ценностям мужского журнала о здоровье.
«Ну и позвали бы главреда Men's Health». – «А вы лучше всех говорите», – решила сгладить ситуацию любительница здоровых мужчин. Тут в разговор встряла писательница, облаченная в глянцевые ботфорты. «Это я буду на вас нападать, – заявила она, – вы проповедуете ложные идеалы». – «Какие, например?» – испугался я. «Неестественные, потому что для вас, чтобы быть счастливым, нужны деньги». – «Где я об этом писал?!» – недоумевал я. «Ну не вы, – не унимались ботфорты, – а вообще».
Я привык по долгу службы общаться с безумцами, но тут меня стало покидать терпение и я спросил фанатку Men's Health: «Вы не находите, что, формулируя так тему передачи, вы собираетесь сеять социальную рознь, да еще с утра пораньше». На самом деле рознь они не сеяли, потому что для этого нужна хотя бы минимальная страсть. Разговор, который наконец переместился в студию, крутился вокруг темы: «А скажите, почему в гламуре так много глянца, и наоборот, в глянце так много гламура?» Меня же мучил вопрос, почему это безобразие делает так много людей и во сколько обходится налогоплательщику подобная богадельня.