Борис Гребенщиков выступал три часа и спел почти все бесни с нового альбома "Лошадь белая".
Фото предоставлено организаторами
«А если концерт закончится в девять, пойдем на «Раду & Терновник» в «Китайском летчике Джао Да», – бросила я своему спутнику на выходе из метро «Пушкинская» в сторону одноименного ресторана. Однако все сложилось не так. Уже по пути от площади до МХАТа им. Горького нас трижды спросили билетики. Честно говоря, давно уже с такой практикой не сталкивалась. Возле здания театра и внутри вершилось столпотворение публики в возрастном диапазоне от 25 до 45. В гардероб выросли длиннющие хвосты, и тетечки явно не справлялись с количеством одежды. В фойе продавали книгу Бориса Борисовича «Аэростат», новый диск «Лошадь белая», а также магнитики и футболки с надписью «Я (сердечко) БГ». Правда, каких-то необъятных размеров. Видимо, в расчете на раздобревших с годами фэнов.
Поводов для встречи было два. Во-первых, 27 ноября бессменному гуру коллектива исполнилось 55 (не круглый, но юбилей). Во-вторых, Борис Борисович решил представить москвичам качественно новую инкарнацию группы «Аквариум» – Aquarium International. Проект получился глобальным. В согласии с современной тенденцией к эклектичности, а также своими амбициозными задумками, рок-музыкант собрал на сцене настоящий музыкальный интернационал. Кроме «штатников» группы – клавишника Бориса Рубекина, скрипача и альтиста Андрея Суротдинова, ударника Алика Потапкина и бас-гитариста из первого состава Александра Титова БГ включил в проект индийских таблиста, вокалиста и ситаристку, британскую волынщицу, польскую скрипачку, ирландского флейтиста и европейский струнный оркестр.
За выбор концертной площадки лидеру можно поставить пять баллов. Небольшой, но достаточно вместительный зал театра отличается приличной акустикой. К тому же, в отличие от стадионов, уютное театральное пространство предполагает камерность, задушевность, в которой лучше настраивать эмоциональный диалог с публикой. Разогревшись 50-ю граммами коньяка Quint, мы заглянули в вибрирующий от предвкушения зал. Воздух был пропитан индийскими благовониями, но не дешевыми, от которых болит голова. Задник сцены представлял собой голубое небо с белыми барашками облаков – вполне в духе «Аквариума». Сцена пустовала. В качестве прелюдии к концерту мы полюбовались в вестибюле фотогалереей корифеев театра, найдя там Алексея Грибова в роли Ленина и Тамару Москвину.
Интеллигентно опоздав на полчаса, Борис Борисович явился публике, в скромной синей рубашке и джинсах, бритой головой и скрученной буддистской бородкой. По моим скромным подсчетам на сцене собралось человек четырнадцать. Однако, коллега, также побывавший на концерте, утверждал, что там их было восемнадцать. Если же верить информации на сайте группы «Аквариум» число их переваливало за двадцать. Были, к примеру, Дживан Гаспарян, игравший на дудуке, флейтист Брайан Финниган, таблистка Алок Верма, барабанщик Ману Делаго, Алесандро Мартинес с шейкером, Пип Истоп с французским рожком и аккордеонист Эдди Хэссион.
Заметим, что количество перешло в качество. Уже первая песня «Десять стрел» (БГ логично начал со старенького) взорвала публику. Причем, если партер вел себя более спокойно и прилично, то бельэтаж неистовствовал. «Борис – молодец!», – надрывался на галерке наиболее ярый поклонник. «Вы призываете нас к диалогу?» – прошелестел Гребенщиков. Устроившись на бортике амфитеатра и периодически скатываясь с него, как с горки, я в полной мере ощущала центробежную силу гения. После заглавной песни альбома «Лошадь белая», мне показалось, что я, как достославный Ёжик лечу в туман лугов и облаков. После «Фикуса религиозного» я почувствовала, что ноги самопроизвольно складываются в позу лотоса. Сопротивляться было бесполезно. «Все – молодцы!», – резюмировал поклонник с галерки.
БГ пел около трех часов. Вперемешку со старыми хитами, он исполнил одиннадцать песен с нового альбома. Среди них зацепили «Дуй», «Акуна Матата» и «Девушка с веслом». Во время песни «Что нам делать с пьяным Матросом?» неожиданно пробудилась от дремы и зааплодировала пожилая скептичная дама, сидевшая с молодым человеком (вероятно, мама). Публика хлопала в середине композиции, после удачной мысли, текстового оборота. В миг сгущения буддийского шаманства я вдруг узрела на фоне облаков лик индийского божества в золотисто-красном нимбе. «Ты тоже его видишь? – на всякий пожарный спросила я спутника. Ближе к финалу зал зажгла переведенная БГ на русский язык ирландская народная песня «Ну-ка, мечи стаканы на стол!» с альбома «Беспокойный русский бродяга». Выпорхнув из МХАТа где-то в одиннадцать, мы поняли, что никакая Рада нам сегодня уже не грозит. Может, и к лучшему.