Презентацию книги сопровождал перформанс Федора Павлова-Андреевича.
Фото Артура Лагранского
На прошлой неделе в пространстве «Красный Октябрь» представляли книгу британских авторов Луизы Бак и Джудит Грир «Искусство в собственность. Настольная книга коллекционера современного искусства».
А кто, собственно, приобретает искусство? Ярлык «коллекционер» стал особенно моден в Москве за последний год, и он часто прикрепляется к людям необоснованно. На мой взгляд, существуют три типа коллекционеров. Тип первый – это человек, жаждущий статуса коллекционера. Такой человек представляется именем и фамилией, прибавляя: «Я коллекционер», и во время пауз в разговоре начинает перечислять ряд громких имен, таких как Энди Уорхол и Пабло Пикассо, вперемешку. Говорит: «У меня есть Уорхол, Пикассо – и в таком духе». Этот тип скрывает свой конфуз и неопытность: чаще всего такие слова означают: «У меня есть литография рисунка Пикассо, тираж 61/250, за который я переплатил в Opera Gallery в Лондоне». На светский вопрос: «Понравилась ли вам последняя выставка Сары Моррис в галерее White Cube?» – такой коллекционер отвечает: «О да!» – при этом не имея представления, о ком и о чем идет речь. Такой коллекционер особо уязвим во времена кризиса, так как его ошибочные вложения без профессиональной поддержки крайне убыточны. Второй тип коллекционера тоже мотивирован статусом, но отличается от предыдущего тем, что нанимает себе профессионалов. Такой человек уже интеллектуально дорос до осознания, что коллекционировать Уорхола в тираже – это трата денег и признак дурного вкуса да и образования. Этот слушает рекомендации дорогого профессионала и при этом принимает решения сам, что, правда, часто негативно отражается на качестве его собрания. Он хотя и знает, кто такая Сара Моррис, из-за той одной выставки в галерее White Cube, которую он случайно посетил, на 20 минут забежав на вернисаж, чтобы поздороваться с приятелями, на пути из Парижа в Нью-Йорк через Лондон, но все его знания поверхностны, а покупки обоснованы громкостью имени их автора. Иногда эти покупки сделаны продуманно, но часто они спекулятивны и азартны. Во время спада рынка искусства такому коллекционеру везет 50 на 50. Некоторые его приобретения становятся для него символом веры в стабильность искусства, а другие падают в цене, тем самым подтверждая, что только качественное искусство имеет настоящую ценность.
Биороботы в маскхалатах ходили по фабрике, читали книгу для коллекционеров и пели мантры про деньги. Фото Артура Лагранского |
И, пожалуй, только третий тип коллекционера радуется спаду цен на искусство во время кризиса. Этот третий и самый редкий – квинтэссенция понятия «коллекционер». Такой человек обладает глубокими знаниями и пониманием современного искусства. Он посещает не только галереи и арт-ярмарки, где искусство идет на продажу, но также и некоммерческие биеннале и музейные выставки. Он читает про искусство не в Financial Times или журнале «Деньги», а в Art Forum или Frieze Magazine. Такому типу коллекционера крайне важен художник как главный участник арт-процесса, и его интерес проявляется в патронаже создания работ. Этот коллекционер собирает работы, которые репрезентативны, рассказывают об истории искусства и чаще всего собираются вокруг одной темы. Такой коллекционер не просто покупает объекты, а создает Коллекцию с большой буквой «К». Любой художник чтит за честь присутствие своих объектов в этой Коллекции и готов идти на любые скидки для того, чтобы быть включенным в нее. Быть проштампованным глазом этого коллекционера. Хорошая коллекция – это мощный бренд, важный инструмент для изменений на арт-рынке. Для такого коллекционера кризисное время – возможность приобрести шедевры, которые были недоступны в рамках здорового рынка. Потому что висели дома у коллекционера-конкурента над рабочим столом от Жана Пруве. Что интереснее всего, коллекционеры третьего типа – люди наиболее скромные и непретенциозные из всех вышеописанных.
Итак, когда на арт-ярмарках и торгах рушатся цены, а коллекционеры первых двух типов спешат избавиться он необдуманных приобретений, этот коллекционер выжидает счастливую возможность получить в собственность именно тот объект искусства, место для которого пустовало в его коллекции. Кстати, книга «Искусство в собственность» Луизы Бак и Джудит Грир – это пособие для потенциального коллекционера такого масштаба и типа, ведь быть другим не имеет смысла.