Книга Парфенова – красочная энциклопедия Страны Советов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Похоже, все проекты знаменитого и в каком-то смысле легендарного тележурналиста Леонида Парфенова обречены на удачу. Его новостная программа «Намедни», появившаяся в начале 90-х, на протяжении долгого времени пользовалась успехом. Еще бы, в отличие от застывшего стиля советских дикторов он принес на телевидение новую прогрессивную манеру подачи информации и, как говорят ныне, стал родоначальником целого стиля отечественного телевидения.
Новостной сериал Парфенова, выходивший, кстати, на видеокассетах и DVD, представил собой как бы видеоэнциклопедию времен перестройки. Сегодня, когда многие деятели сознательно и бессознательно апеллируют к событиям, фактам, понятиям советской эпохи, у Парфенова возникла креативная мысль – создать даже не книгу, а широкоформатный иллюстрированный альбом-энциклопедию в четырех томах, отражающий важные реалии СССР с начала 60-х.
Зимний сад отеля Savoy бурлил от огромного количества репортеров. Красочный альбом «Намедни. Наша эра. 1961–1970» (на обложке – лучезарно улыбающийся Парфенов на экране советского «ящика») – аппетитно красовался на центральном столе. Герой торжества запаздывал, но вскоре появился – как всегда, подтянутый, сдержанно обаятельный. В пресс-конференции также приняли участие глава и арт-директор издательства Agey Tomesh/WAM Арсений Мещеряков и генеральный директор «Издательской группы Аттикус» Аркадий Витрук.
На вопрос, почему он решил создать такую книгу, Парфенов ответил просто и емко. По его мнению, конец советской эпохи был чистой формальностью. На самом деле она не закончилась, а продолжает исподволь существовать в каждом из нас. Внешняя артрибутика нового времени просто наложились на советскую матрицу. Так что нулевые Парфенов смело именует ренессансом советской античности.
Целевая аудитория книги может быть весьма широка. Старикам будет интересно погрузиться в прошлое, в котором они выросли, молодежь сможет узнать, как жила страна в XX веке. Ведь для многих из них слово «ударник» теперь имеет одно значение – барабанщик в группе. Телевидение – зрелищно. По аналогии с ним Парфенов и книгу сделал зрелищной, популярной. Можно читать ее подряд, а можно, как энциклопедию, открывать в середине, выхватывать отдельные события разных лет.
Автор отобрал важнейшие факты, получившие резонанс в стране. Статьи выстроены в хронологическом порядке, поданы кратко, компактно, с юмором. 1961 год – лирическая миниатюра «Луч» Олега Попова, строительство типовых пятиэтажек – хрущоб, появление первого горбатого «Запорожца», полет в космос Юрия Гагарина. 1963-й – успех Эдиты Пьехи и Майи Кристалинской, массовое производство полиэтилена, мода на крашеные волосы, убийство Джона Кеннеди. 1965-й – битломания, мода на мохер, блистает Людмила Зыкина, Михаил Шолохов получает Нобелевскую премию.
Важен иллюстративный материал, качественный дизайн и верстка. Чтобы отразить атмосферу, оказалось недостаточно использовать фоторяд советских журналов и газет, который часто был примитивным и статичным. Да и качество фотографий оставляло желать лучшего. Так что многие предметы пришлось перефотографировать заново, например пачку папирос «Беломорканал» или мебельный гарнитур «Хельга». Кстати, в поиске материалов помогли простые люди, присылавшие информацию Парфенову в Живой Журнал.
В ближайшее время выйдут еще три тома, которые охватят весь временной период. Фильм Парфенова к 200-летию со дня рождения Николая Гоголя «Птица-Гоголь» уже отснят и находится на стадии монтажа, так что тележурналист собирается полностью отдать себя литературе. По выходу всех книг энциклопедию будут продавать единым блоком. А сейчас «Намедни. Наша эра. 1961–1970» уже на полках книжных магазинов Москвы, стоит от 760 до 900 руб. и занимает четвертое место по продажам.