0
835
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

17.10.2008 00:00:00

Оставьте за искусством право быть глупым

Тэги: искусство, розенталь


искусство, розенталь Норман Розенталь на фоне "Шоколадного яйца" Джефа Кунса.
Фото Константина Ремчукова

Надо отдать должное организаторам выставки «То, что вам предстоит» на «Красном Октябре». Они вселяют уверенность в завтрашнем дне. Назвать так выставку, которая открылась в день финансового коллапса, который, правда, судя по всему, на арт-рынке пока еще никак не сказался, – для этого нужна истинно американская самоуверенность или злейшая глобальная ирония. Сейчас они (организаторы) заняты просветительской деятельностью. Одну из экскурсий для москвичей проводили сэр Норман Розенталь, главный куратор Королевской академии искусств на протяжении 31 года, и Сэм Орлофски – коллекционер, сотрудничающий с галереей Лари Гагосяна. После экскурсии на минувшей неделе была заявлена публичная лекция о современном искусстве. Правда, она сразу превратилась в пресс-конференцию, основным вопросом которой был тот, что вынесен в заглавие. Отечественные любители прекрасного пытались выяснить у спикеров, так что же нам все-таки предстоит, но, как показалось обозревателю «НГ», западные арт-профессионалы не любят абстракций, риторики не по делу и упаднических настроений. Ответа на вопрос «что делать?» российская публика от них так и не добилась.

После лекции сэр Норман Розенталь побеседовал с обозревателем «НГ».

– Вопрос, который сейчас задают все всем – что будет с искусством в условиях финансового кризиса?

– На самом деле я не знаю ответа на этот вопрос. Я из мира искусства, а не из мира денег. Поэтому меня все, что касается кризиса, мало интересует. Я думаю только о том, что если цены на искусство вдруг резко упадут – это предоставит прекрасную возможность купить его тем, кто в другой ситуации позволить себе этого никогда бы не смог.

Ничего драматического в этом я не вижу. Но меня это правда не интересует. Я даже путаю «миллион» и «десять миллионов». Но это отнюдь не точка зрения господина Гагосяна. И это понятно. У нас разная работа. Рынок – это механизм для сохранения искусства.

– Насколько эта выставка именно здесь и именно сейчас своевременна?

– Я не имею отношения к «Гагосян-галерее», у нас просто есть несколько совпадающих целей – показать качество, которое может иметь успех. Я лично рад, что меня сюда пригласили и я смог повидать друзей, а еще посмотреть выставку Кабакова. Феномен нашего времени – шоу, в основе которых лежат частные инициативы, превосходят по качеству музейные мероприятия.

– Кстати, как вы относитесь к творчеству Ильи Кабакова и известно ли вам что-нибудь о молодых российских художниках?

– Кабаков фантастичен. Но это вопрос вкуса. Вы, россияне, разумеется, знаете о нем гораздо больше, просто потому, что он ваш соотечественник. Но я как любитель искусства, как профессионал чувствую, что он представляет определенную истину, правду о бытовании советского строя. Мы имеем дело с прекрасным художником. Но не надо думать, что один отдельно взятый художник – это все. Напротив, каждый художник сам по себе. Но мне было интересно увидеть этот грандиозный спектакль. Я писал о Кабакове. То, что я видел в «Гараже», – фантастично. Внутри традиционного музея – вымышленный музей. Поселить вместе все эти миры – это огромный успех. Если хотите, самое экстравагантное из современного российского искусства, что довольно широко известно на Западе, – это московский концептуализм.

– А лично вам известны какие-то актуальные российские художники, кроме Кабакова?

– Надо приехать и найти их. Боюсь, что у меня просто недостаточно информации. Мне надо прожить здесь хотя бы несколько недель. Существует ли какой-то художник, который воздействует на умы и души западных людей, – пожалуй, что нет. Иначе бы я знал о его существовании. Есть представительные имена из Восточной Европы, например Сосна или Уклански – они из Польши. Но Россия очень творческая страна. Что-то яркое обязательно появится. Может быть, не сию минуту. Но скоро. В этом городе колоссальная энергия. Мощные и положительные, и отрицательные вибрации. На таком стыке всегда возникают необыкновенные вещи. Кроме того, вы, россияне, удивительно изобретательны. А в Нью-Йорке, например, сейчас ощущается небольшой спад этой творческой энергии. Правда, я не хочу этого утверждать.

– Выбор объекта Джефа Кунса (на «Красном Октябре» выставлено «Шоколадное яйцо». – «НГ») как-то связан с выбором площадки?

– Я что-то не заметил, что здесь пахнет шоколадом.

– Знаете, я иногда смотрю на современное искусство и думаю: «Но это же черт знает что!»

– А вы оставьте за искусством право быть глупым. Несколько лет назад, в начале 90-х, ко мне подошел парень, представился художником и предложил поехать к нему – посмотреть его работы. Он посадил меня в свою старенькую машину, которая должна была вот-вот развалиться. И мы поехали. То, что я увидел тогда, и было вот таким вот глупым искусством. Этот парень был Дэмиан Херст.

***

Образовательная программа в рамках выставки for what you are about to receive продолжается. Очередная экскурсия состоится 22 октября в 19.00. Вход свободный. Запланированы экскурсии по экспозиции ведущих кураторов ГЦСИ. Перед публикой выступят Леонид Бажанов (художественный руководитель ГСЦИ), Ирина Горлова (отдел художественных программ), Виталий Пацюков (отдел экспериментальных программ), Дарья Пыркина (отдел образовательных программ).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1352
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3233
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2328
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1864

Другие новости