Нынешняя осень отмечена днем рождения питерского художника Тимура Новикова. Ему могло бы исполниться пятьдесят, но он не дожил до этой даты.
Редкость, когда на наших глазах проходит жизнь человека, чья деятельность, ритм, энергия превращают его в классика современного искусства. Не в «якобы» классика, а в реального – создателя художественного направления, воспитателя последователей и учеников. Такая интенсивность жизненного и творческого пути сегодня встречается не часто.
Есть прямые подтверждения статуса Тимура как классика, есть – косвенные. Прямые – это самолет, названный в его честь (впервые авиационная компания S7 назвала свой лайнер именем современного художника). Прямые – это дни Тимура Новикова в Санкт-Петербурге: выставка в «Эрмитаже» и экспозиция в Мраморном дворце. Прямые – это открытие памятной доски в его честь. Косвенными подтверждениями того, что Тимур Новиков – классик, можно назвать издание его каталога-резоне, уже ставшего библиографической редкостью, присутствие его работ в коллекции крупнейших музеев.
Имя Тимура Новикова, написанное расшатанными буквами на зеленом борту авиалайнера, выглядит довольно необычно – для надписи использован шрифт, которым сам автор помечал свои работы. Получилось, что и самолет отныне – это тоже его детище. У Тимура была в свое время идея – художник может брать уже хорошо всем известные вещи и, нанося на них собственное имя, «присваивать» их, вписывая, таким образом, в собственный мир.
Он любил встречаться с друзьями под античными портиками некрополя мастеров искусств Александро-Невской лавры. Художница Ольга Тобрелутс и директор Музея городской скульптуры Юрий Пирютко установили на одной из колонн этого портика мемориальную доску. На ней – два ангела в античных одеяниях и с легкими топориками, протягивающие друг другу руки. «Я взяла за образец надгробие Савонаролы, – рассказала Ольга Тобрелутс. – Но там две музы держат факелы, а тут – топоры».
Самолеты и ангелы – постоянные персонажи его работ. Однажды Тимур заметил, что если на листе или холсте поместить изображение ангела, птицы или самолета, то плоскость, какого бы цвета она ни была, превращается в небо. Бронзовая доска стала, таким образом, кусочком неба, зафиксированным навсегда в архитектуре античного портика.
Выставка Тимура в «Эрмитаже», к сожалению, не вдохновила своим решением, зато в контраст к ней удивительно человечной оказалась экспозиция в Музее городской скульптуры. На ней представлены произведения петербургских художников, имена которых давно и прочно ассоциируются с разнообразными проектами и акциями Тимура. Это друзья его юности (включая, например, Виктора Цоя), ученики и профессора основанной Тимуром Новой академии изящных искусств. Дополнена выставка фотографиями из архива семьи Тимура. Именно эти любительские снимки оказываются камертоном к восприятию Тимура Новикова, как «художника и самолета».
На выставке будут друзья его юности, его ученики, профессора основанной Тимуром Новой Академии изящных искусств, произведения которых хорошо известны по многочисленным групповым и персональным выставкам в России и за рубежом. В состав экспозиции включен ряд работ Тимура Новикова из собрания его семьи.