Кризис ударил или еще ударит по всем, но больнее всего придется среднему классу. Славное путинское восьмилетие сформировало довольно многочисленный слой людей, привыкших покупать новые иномарки в кредит, брать ипотеку, путешествовать по миру и отовариваться в бесчисленных моллах. Они разбираются в сортах зеленого чая, пьют «Мохито» и «Латте», лихо орудуют японскими палочками и отличают мокасины от оксфордов. Они улыбаются вам в рекламе МТС и Билайн. Они действительно живут на яркой стороне и свято верят, что все у них получится, даже если подключены к Мегафону. Этих людей вы встретите в тренажерных залах, «непафосных» кафе, в субботней IKEA или на заправках BP.
У них бодрые, ухоженные лица, уверенные движения, энергичная осанка. Они вам запросто расскажут о преимуществах Toyota camry и новой Motorola, о минусах Таиланда и плюсах Сорочан. Они уже научились жить. И им казалось, что жизнь будет двигаться от Таиланда к Мальдивам, от Сamry к BMW, от Motorola к Iphone, от дивана за 500 долл. к дивану за 1000 долл., от нового Пелевина до нового Дэна Брауна. Только вперед. И никогда назад, в бок, вниз или вспять. Они уверяли себя, что не интересуются политикой, хотя прекрасно знали, что это политика не интересуется ими. Ибо политика требовала от среднего класса одного: не вмешиваться. Они и не вмешивались. У них все было просто замечательно. И даже в футболе все было замечательно. Они гордились своим временем и страной, а потому повязывали георгиевскую ленточку на антенну автомобиля, покупали в Bosco sport майки с надписью «Россия» и искренне осуждали грузинскую агрессию.
Но случился кризис. Приятная новость: раздутые цены на недвижимость, судя по всему, упадут. Неприятная: купить эту недвижимость средний класс будет не в состоянии, потому что кризис приведет к росту инфляции, сокращению рабочих мест в новых секторах экономики и удорожанию кредитов. Любопытно, что, по недавним опросам Левада-центра, протестные настроения характерны прежде всего для среднего класса, который впервые ощутил, что власть его обманула. Хотя, замечу справедливости ради, он сам себя обманул, голосуя не головой и даже не сердцем, а исключительно желудком. Я не уверен, что средний класс на самом деле выйдет на улицу. В России активные люди всегда тратили изрядную долю дарований на адаптацию к ухудшающимся условиям жизни, цеплялись за последние осколки нормального быта, как Ди Каприо – за льдинки в «Титанике». И продолжали жить, точнее выживать или вымирать. Выбор глагола зависит только от точки зрения. Люди конца НЭПа думали, что выживают. Но мы-то с вами понимаем, что именно тогда они начали вымирать. Ибо в ситуации кризиса российская власть никогда не возвращается к демократии. Она либо обращается в хаос, либо окончательно становится деспотией. В вечном российском выборе из двух зол победит, очевидно, деспотия. Интересно одно, усвоит ли средний класс, что демократия в принципе нужна? Или опять забудется, когда кредиты подешевеют?