0
878
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

26.09.2008 00:00:00

Жизнь искусства после его смерти

Тэги: чахал, винзавод, выставка, цензура


чахал, винзавод, выставка, цензура Искусства без веры не бывает.
Гор Чахал. Троица, 2007.

На этой неделе на Винзаводе открылась выставка Гора Чахала «Хлеб и вино и мать-сыра-земля», с которой были сняты две работы – «Любовь» и «Солнце Правды, Добра и Красоты». «НГ» уже писала об этой ситуации на своем сайте в статье «Церковь напугала "Винзавод"». На вернисаж были приглашены представители духовенства, которые долго рассматривали работы художника, но, похоже, не нашли ничего предосудительного. Более того, по их инициативе в среду, 24 сентября, был организован круглый стол на тему «Церковь и художник: возможна ли духовная цензура?». Накануне этого события Гор Чахал согласился ответить на вопросы корреспондента «НГ» о современном искусстве и его связи с религией.

– Считаете ли вы снятие двух своих работ с персональной выставки проявлением цензуры? Если нет, то что это?

– Я не считаю, что в данной ситуации речь вообще идет о цензуре. И меня очень тревожит, что светские СМИ любые ситуации используют только для того, чтобы в очередной раз нападать на Церковь. Работы не были запрещены к показу, и, более того, вопрос не стоял о запрещении или разрешении. К сожалению, у меня нет сейчас текста запроса в Московскую Патриархию. Но смысл его был в том, что в выставке участвуют работы, в названии которых присутствует христианская терминология, и поскольку мы своей выставкой никак не хотели бы задеть чувства верующих и поскольку куратор выставки не является профессионалом в области богословия, то не могла бы Московская Патриархия дать свою оценку представленных на выставке работ с точки зрения правильности использования христианской символики. РПЦ пошла нам навстречу и сделала свое заключение, обратив внимание, что две упомянутые работы могут вызвать претензии у строгих ревнителей благочестия.


Молитвенная концентрация в контемпорари-арт.
Гор Чахал. Трисвятое, 2005

Впервые Церковь идет на какой-то диалог со светским искусством. Вместо того, чтобы поддержать и развивать его, светские СМИ раздувают очередной скандал о цензуре, который приведет только к еще большему ожесточению в обществе. Я с легкостью пошел на изъятие этих работ из экспозиции, поскольку они для выставки не имеют принципиального значения. Задача моей выставки – представить результаты научного эксперимента, а не показать конкретные работы, которые уже неоднократно выставлялись на других вернисажах.

– Не считаете ли вы, что известные выставки «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство» в значительной мере предвосхитили сегодняшние события?

– Я говорю как раз об обратном. Выставки типа «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство» как раз и вызвали сегодняшние события, и, боюсь, вызвали осознанно. Провокативные жесты по определению не могут служить развитию общества. Они лишь способны ожесточать его еще больше. Провокация – это зло. И это библейская истина.

– Объясните ваш тезис о том, что искусство религиозно по определению. Ведь многие считают, что оно, напротив, противостоит религии... Какие вы видите способы преодоления непонимания между людьми искусства и верующими?

– Дело в том, что на протяжении последнего столетия в философии и теории искусства последовательно и тщательно были разработаны дискурсы конца художественного высказывания, конца автора, конца интерпретации и в конечном итоге – конца искусства в его общепринятой, то есть секулярной, форме.

Так что если в конце концов сегодня еще существуют люди, искренне готовые заниматься искусством, ясно, что речь может идти только о признании ими факта возможности жизни после смерти. И получается, что искусство сегодня может быть по определению только религиозным. Формальных критериев качества современное искусство больше не имеет, его историческое (векторное) движение закончилось и входит в циклическую (реликтовую) фазу. Таким образом, если иметь в виду развитие, вернее – уже спасение системы искусства, то возвращение к живому источнику культуры представляется неизбежным. Мы вновь оказались у порога религии, веры, от которого секулярная культура когда-то отталкивалась. Мы уже были существенно обогащены разрушительным художественным опытом и практически напрочь утратили навыки культурного строительства.

Все революции неизбежно идут по одному сценарию. Но все во благо, слава Богу. Ведь и предательство Иуды послужило прославлению Христа.

Вообще, если глубже проникнуть в природу искусства, можно заметить, что действие художественного метода всегда заключалось в акте выявления. Художник являет воочию невидимое обыденным взглядом, осуществляет, опредмечивает явление, подчас вопреки общественному мнению и социальной реальности, он уверен в своей правоте. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть оказывается, что искусства без веры не бывает ad hoc, и вопрос может стоять только о ее характере – человекобожеском или же богочеловеческом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
465
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2176
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1416
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1052

Другие новости