Японка с судьбой и в чайной церемонии, и в самурайских боях.
Фото Евгении Штоколовой
На площадке, выстеленной светло-зелеными матами, уже тренировались «воины» – члены Общества японской культуры Фумуто. Они показывали движения самурайского поединка. Одетые в длинные черные кимоно и мягкую кожаную обувь, напоминающую тапочки, они замирали в позах нападения и защиты, вытягивая вперед длинные изогнутые мечи.
Это был пролог. В преддверии выставки «Art of War. Оружие и доспехи самураев», которая будет проходить с 22 октября по 14 января в Музее Востока, организаторы решили устроить ее красочную презентацию.
В глубине зала красовался устрашающий макет самурая, упершегося руками в колени. В яркой подсветке золотились пластины наколенников, налокотников и панциря, украшенные кожей, парчой и шелком, а также шлем, увенчанный рогами. Это был «Доспех Тосэй-Гусоку клана Хатисука со шлемом «оленьи рога» XVIII века. За стеклянными витринами возлежали два самурайских меча. Один из них, длиною около 60 см, был сделан в XVI веке мастером Тайра школы Бунго Такада. Куратор проекта, председатель Московского дома художников Георгий Аистов, рассказал о традициях изготовления клинков и самой выставке.
Идея показа в том, чтобы зрители узнали мир самурая. Это иная, непривычная культура, в основе которой лежит философия бусидо (пути воина), сочетающая в себе веру, преданность, самопожертвование и способность ценить красоту. Центральный предмет экспозиции – мечи предводителей японских кланов Даймё и Сегунам. В основном это оружие эпохи Муромати и Эдо (XV век). Все они изготовлены знаменитыми мастерами пяти оружейных школ – Бизен, Мино, Сошу, Ямаширо и Ямато.
Во время работы японские кузнецы призывали богов войны войти в меч, обещая, что хозяин будет кормить его кровью. Клинок был как бы живым и пел во время битвы. Обладатель его становился победителем. Трепетное отношение к мечу доходило до того, что в разгар осады феодального замка его хозяин мог послать письмо врагу: «У меня в коллекции особо важные клинки. Я хотел бы вам их передать». Бой останавливался, мечи выносили, а осада шла своим ходом.
Самое любопытное оружие выставки – воспетый в легендах меч Мурамаса. Уникальность его не только в том, что он короткий и очень острый. Это меч-убийца, и он был запрещен в Японии императором Токугава. Мурамаса, настроенный против политики Токугавы, изготовил заговоренный меч, приносивший несчастья семье императора. На выставке также будет доспех «Черный дьявол», который по статусу можно сравнить только с личными вещами Ивана Грозного.
Тем временем начался показательный поединок – букай. Затем четверо членов клуба изобразили обряд сэппуку. Понятие «харакири» (разрубание центра жизненных сил) в Японии не принято: это уничижительный термин, принятый на Западе. В Японии сэппуку имеет сакральное значение: человек этим подчеркивает искренность своих действий. Один из «воинов» сыграл роль кайсяку-син – человека, помогающего при обряде. Это, как правило, близкий друг самурая, который во избежание мук отрубает ему голову. Двое накрыли покрывалом и унесли «труп».
Рядом с боевой площадкой учили, как нужно готовить японские сладости – вагасия. Это небольшие круглые пирожные из бобовой муки. Красочным шоу стала церемония чаепития тя-ною. На площадке, украшенной ширмой в виде красного узорчатого кимоно, установили подогревающийся на огне сосуд. Сотрудница «Школы чая течения Омотэ Сэнкэ», сидя на коленях, черпачком наливала воду в заварочную плошку с размолотым в порошок зеленым чаем. Помешивая венчиком, она добивалась возникновения пены.
Однако основное действо состоится через месяц. Помимо доспехов и мечей посетители Музея Востока увидят луки, копья, флаги, а также предметы быта самураев: ширмы, живопись, графику, бронзу, предметы одежды и интерьера. Кроме демонстрации владения оружием и участия в чайной церемонии организаторы обещают устроить серию кинопоказов и мастер-классов по каллиграфии, живописи тушью суми-э и искусству икебана.