В глаза идолов вставляли кусочки стекла, чтобы взгляд был устрашающим.
Фото предоставлено пресс-службой Музея Востока
Эдди Новарро называют мастером «запечатленного взгляда». Он снимал художников, писателей, поэтов, политиков, актеров и матадоров. Достаточно сказать, что в его коллекции – снимки Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. В 1991-м в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина устраивали его выставку «Лица современного искусства». Но сейчас речь не о фотографии. Будучи по натуре коллекционером, Новарро переносил эту страсть и в другие сферы.
Путешествуя в 1950-е годы по странам тропической Африки – Замбии, Конго, Мали, Нигерии, Буркина-Фасо, Кот д’Ивуар, Танзании, – Новарро собрал уникальную коллекцию ритуальных скульптур и масок. Считают, что эта коллекция одна из самых крупных в России и Европе. Знаменитый мастер почил пять лет назад, а в этом году его жена Татьяна Новарро предоставила часть его коллекции для выставки в Музее Востока.
Конические головы, устрашающие выражения лиц, нелепые позы. Фигурки божеств африканских племен бауле, фон, фанг, бабембе, йоруба, игбо, акуи смотрят на посетителей пронзительным «запечатленным» взглядом. В их глазницы мастера специально вставляют кусочки стекла. Из раскрашенных масок торчат древесные волокна – чтобы заметать следы. Цвета раскраски – красно-коричневый, черный и белый. Считается, что они наиболее сильно воздействуют на зрителя.
Необычно выглядят груди и органы деторождения божеств. Удивительно даже не то, что богини плодородия наделены огромными длинными бюстами разных форм и мастей, – это логично. Странно то, что груди встречаются и у богов-мужчин. У индийского божества Шивы большое количество рук, у африканских духов можно встретить многоликость и многоголовость.
Атмосферу дополняют фото шаманов в экстатическом состоянии. Здесь можно найти и большую редкость – шлемовидные маски. Своими зубами и рогами они напоминают роботов-трансформеров и инопланетян. Но больше всего впечатляет скульптура, утыканная гвоздями – для отпугивания злых духов.