Мы живем в мире рейтингов, номинаций и премий. Международных, национальных, корпоративных, альтернативных и поселковых. Есть даже премия «Самые сексуальные ягодицы», о чем я только что узнал от одной маргинальной радиостанции. За первое место там боролись Джей Ло с Бредом Питом. У кого было больше шансов победить я, к сожалению, так и не понял. Началась реклама мази от натоптышей. Пришлось переключиться на другую волну, где пела Мадонна, и я совсем забыл про интригующее противостояние задастых деятелей искусств. А теперь вспомнил, потому что у журнала GQ тоже есть премия.
Каждый год читатели журнала, который я возглавляю, голосуют за лучших актеров, продюсеров, писателей, бизнесменов, спортсменов, телеведущих и т.д. Причем не только в России, но и в США, Великобритании, Германии. Не уверен, нужно ли мне знать, у кого самая сексуальная задница – у Ло или Пита, но понять, что происходит со страной и миром небезынтересно. Кто те люди, которые превратили набор цифр «2008» в нечто яркое, запоминающееся, новаторское, остроумное или, наоборот, блеклое, нудное и невыразительное? Кому нести лавры, в кого швырять тухлыми помидорами? Вот это настоящая интрига. В 2007-м читатели русского GQ, например, не смогли определиться с главной премией. Не было у нас одного и самого яркого Человека года. А его ведь действительно не было. То есть он был, но абсолютно не зависел от моего или чьего бы то ни было мнения, как не зависит небо от наших жалоб на климат. Этот человек, что «государь» у Владимира Сорокина – галограмма в облаках. Слава богу, в 2008-м все изменилось. То есть галограмма – нет. Она на месте, только раздвоилась, чтобы еще эффективнее работать на благо великой родины. Я о других людях, которые весь этот год старались сделать нашу жизнь лучше и ярче.
Пятнадцать из них получили вчера в театре Et Сetera награды GQ. Среди них – упомянутый писатель Владимир Сорокин за свое пророчество о судьбах России. И Ирина Кудрина, жена министра финансов, возглавляющая один из самых деятельных благотворительных фондов России – «Северная корона». И бизнесмен Альберт Попков, заставивший 20 млн. взрослых людей выкладывать в интернет картинки семейного счастья и достатка. Но главная награда досталась тренеру российской футбольной сборной – голландцу Гусу Хиддинку. Именно этот человек, в честь которого матери начали называть детей, вернул нам веру в себя. Что с этой верой делать, мы еще не решили. Кто-то считает, что теперь надо всех срочно замочить. Кто-то скромнее и грезит исключительно о выходе России в финал. Я же, думаю, что с верой в себя надо просто жить.
Мы похожи на неизбалованных детей – вечно комплексующие, вечно озирающиеся по сторонам: а как у них там, а что они подумают, а почему они нас не любят? Гус в интервью GQ cказал просто и четко: «Что в России такого уж экзотичного? Нормальная европейская страна, специфичного в ней – столько же, сколько в других». Давайте раз и навсегда об этом договоримся, и нам действительно станет лучше. Тем более что нынешние люди года по версии GQ, каждый по-своему, олицетворяют шаг России вперед: в языке искусства, спорте, самосознании. Надеюсь, что поднятая в шаге нога не опустится по стойке «смирно», а властно ступит в будущее. И мы не окажемся на периферии истории погруженными в вековую российскую лень.