Такаши Мураками, или его двойник?
Фото Павла Круга
Открытие галереи Ларри Гагосяна в Москве 17 сентября стало крупнейшим событием светской и художественной жизни столицы на прошедшей неделе. Гагосян – галерист с мировой славой, основатель музея современного искусства в Лос-Анджелесе, владелец нескольких выставочных залов в Нью-Йорке и Лондоне.
Московская Gagosyan Gallery открылась выставкой с многообещающим названием «То, что вам предстоит» в помещениях бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Это вторая выставка, устроенная Гагосяном в Москве: первая состоялась в октябре прошлого года под названием «Проникновение?». Кураторами нынешней выставки были Виктория Гельфанд и Сэм Орлофски. На открытие пришли несколько тысяч человек – практически весь московский бомонд. Публику ожидали привезенные Гагосяном в Москву работы Роя Лихтейнштейна, Джеффа Кунса, Альберто Джакометти, Ричарда Принса, Сая Твомбли, Виллема де Кунинга и многих других мастеров контемпорари-арт. Порадовал байк-перформанс Аарона Янга: крутые мотоциклисты нарезали круги по специальной площадке, покрытой резиной, а в это время в галерее экспонировались отпечатки следов их шин.
Все картины и инсталляции экспонировались на американский манер – без аннотаций, в расчете на то, что зритель сам выберет то, что ему по вкусу, без оглядки на раскрученные бренды. Конечно, ведущих мастеров не узнать было нельзя. Но в большинстве своем публика шепталась: «А это кто? Почему нет подписей?» Эта ситуация лишний раз подчеркнула значимость фигуры специалиста-куратора, чья задача – объяснить российским бизнесменам, кто есть кто в мировом контемпорари-арт. И направить их покупательную способность туда, где ожидается новый прорыв в мире актуального искусства.
«Событие было роскошное, – поделилась впечатлениями с корреспондентом «НГ» Елена Ремчукова. – То, что выставленные произведения искусства нужно было рассматривать без какой-либо дополнительной информации, придавало происходящему флер загадочности. Никаких табличек с именами художников, названиями и датами. Здесь, к примеру, было несколько статуэток Джакометти, выставка которого идет сейчас в Пушкинском музее. Каждую из них там сопровождает внушительное количество объясняющей информации. Мы привыкли, что современное искусство, особенно западное, нам всегда предлагается в каком-то расширительном контексте. Здесь публика соответственно поделилась на тех, кто легко включился в игру угадывания, предложенную организаторами, и тех, кто счел это высокомерием с их стороны, желанием лишний раз указать нам на наше место. Заставить почувствовать свою необразованность. С другой стороны, было приятно, угадав свои 15% предложенного, узнать, что московские галеристы уровня Айдан Салаховой признаются в светской беседе, что угадали только 75 или 50. То есть абсолютное знание современного западного искусства нам пока необязательно. Подчеркну, что выставка эта высочайшего уровня. Качество и количество увиденных работ поражает. Самым интересным объектом считаю шоколадное яйцо Джефа Кунса, выставленное в центре экспозиции. Оно неизбежно порождало ностальгические аллюзии. Старые москвичи с грустью вспоминали давно выветрившийся специфический запах вареной карамели и шоколада, витавший некогда над «Красным Октябрем». Все сетовали на то, что мы никогда не знаем, что же будет с исторически важными зданиями Москвы. Поговаривали с тревогой о том, коснутся ли перемены кирпичных красных стен знаменитой фабрики, когда в этом районе возникнет элитный жилой комплекс.
Неизменно говорили все и о финансовом шторме, который совпал с тремя самыми пафосными вернисажами современного искусства. Разумеется, на «Красном Октябре» не могли не появиться все, кто был на открытии «Гаража» и показе выставки Кабаковых на Винзаводе. «Ни дня без современного искусства!» или «Как же давно мы не виделись!» – такими шутками встречали друг друга не успевшие соскучиться завсегдатаи светских действ. Еще надо отметить, что в связи с этими событиями в Москве сейчас собралось такое количество международных арт-дилеров, которое несвойственно, может быть, даже Арт-базелю. Московские галеристы делились впечатлениями и результатами их визитов в наши галереи. А также строили прогнозы возможных продаж Лари Гагосяна. Особенной интригой вечера был последовавший за вернисажем прием. Он был роскошный. Гости без всяких пригласительных обменивались друг с другом какими-то тайными знаками. И пропадали на тайной лестнице, которая заканчивалась советского вида скромной дверью. За ней всех ждало настоящее зазеркалье. Задрапированные белым окна, хрустальные люстры и роскошный кейтеринг от ресторана «Пушкин». Даша Жукова сидела за столом с молодыми англоязычными арт-дилерами странноватого вида, с растрепанными волосами в подчеркнуто небрежной с виду одежде. Наблюдая за ними, можно было понять, насколько она органичный в этой среде персонаж. Затем я увидела японца в очках и с косичкой и подумала, насколько же все японцы из арт-среды похожи на Такаши Мураками. Позже выяснилось, что это он и был. И таких сюрпризов на этом вечере было немало. Если это считать открытием московского светского сезона, то оно прошло на очень высоком уровне».