Анфиса Чехова и другие. Богатство форм и чувств.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Почти каждый рожденный в СССР и прошедший детский опыт пионерских лагерей помнит, что в темной палате после отбоя никто не спал. Нет, речь не о королевской ночи, когда мальчики отправлялись мазать зубной пастой девочек. Гораздо интересней было, скомкав одеяла и вцепившись руками в подушки, слушать страшные истории – страшилки советского детства. Откуда они взялись – сказать трудно. Впрочем, в наше продвинутое время на эту тему наверняка настрочили немало диссертаций. Скажем так, страшные истории любили везде и всегда. Только вот в распоряжении деревенских ребятишек был целый арсенал леших, домовых, чертей, которые встречаются ночью на болоте, русалок, которые могут защекотать. Да один Вий чего стоит.
Советские городские дети, лишенные этого богатства, были вынуждены выдумывать свой бестиарий. И, надо сказать, неплохо получалось. Автобус с черными шторками, гроб на колесиках, желтое пятно на ковре, синий ноготь, белая дама, которая являлась ночью и протыкала белой иглой. Кто знает, может быть, частично эти фантазии принадлежат взрослым, которые таким «сказочным» образом пытались объяснить исчезновение людей, которых увозили на черном воронке. Так или иначе, эту романтическую традицию милого детского фольклора решили взять в оборот современные кинематографисты. Еще с прошлого года в прессе писали о том, что режиссер боевиков «Обратный отсчет» и «Код Апокалипсиса» Вадим Шмелев снимает новый российский молодежный хоррор «С.С.Д».
Режиссер Вадим Шмелев представляет актерскую группу. Фото Сергея Приходько (НГ-фото) |
Аббревиатуру эту расшифровывали по-разному. Самая брутальная расшифровка происходит из страшилки, в которой говорится, что по городу ходил автобус с номером «ССД», что означало «Смерть советским детям». Сам Шмелев предложил более спокойные версии «Самый страшный день» или «Страшилки советского детства». Он же еще в прошлом году заявил, что костяк группы составят совсем молодые неизвестные актеры. Исключение составила телеведущая Анфиса Чехова, сыгравшая в фильме роль ведущей реалити-шоу Алисы Тен. Было известно также, что сценарий писали по ходу съемок, и даже авторы не знали, что же будет в финале. А еще то, что в фильме прозвучит трек «Банда» в исполнении группы «Мумий Тролль».
И вот 2 сентября наконец наступил самый страшный день. На премьеру «С.С.Д» в кинотеатре «Пушкинский» собралось много публики, основу которой, так же как и в съемочной группе, составила молодежь. Из динамиков оглушительно орал «Мумий Тролль». В ожидании сеанса все толпились на широкой лестнице перед кинотеатром в надежде увидеть приглашенных звезд. Они, как водится, заставили ждать, но пришли. И даже весьма охотно позировали перед камерами. Одной из первых появилась Анфиса Чехова, как всегда, поразившая публику богатством форм. Позднее уже в фойе долго и темпераментно давали интервью Эвелина Блёданс и Игорь Верник, а также заглянувший на огонек стилист Сергей Зверев. На премьеру также пожаловали продюсер фильма Валерий Тодоровский с супругой, Вадим Галыгин из Comedy Club и певец Сергей Лазарев.
В целом предпремьерная тусовка прошла сумбурно и неорганизованно. Угощение – кока-колу и ведра с поп-корном – гости сами покупали себе в кафе. Было неудобно, что публике и журналистам дали слишком мало времени для общения со знаменитостями. Когда всех пригласили на сеанс, большая часть зрителей продолжала толпиться в вестибюле, активно снимая на мобильники и собирая автографы. Тем временем режиссер Вадим Шмелев в зрительном зале сказал приветственное слово и представил группу молодых актеров, среди которых были Дмитрий Кубасов, Иван Николаев, Артем Мазунов, Екатерина Копанова, Карина Мындровская. Все эти люди, кстати, неплохо сыгравшие в картине, стали участниками жуткой, кровавой, беспощадной и довольно запутанной материализации духов. Пардон, советских страшилок.
В принципе все было оправдано жанром триллера. И если задачей режиссера было пощекотать нервы, то это получилось. Это все равно, что кататься на американских горках: жутко, захватывающе, стремительно, но смысла никакого. Да еще и стошнить может. То же самое получилось и с фильмом «С.С.Д.». Сюжет задуман занятно. Заброшенный пионерский лагерь, куда привозят участников реалити-шоу. Он сохранил следы недавнего советского прошлого, но в целом представляет собой группу полуразрушенных зданий. За неделю из проекта должен выбыть один участник. Но вместо выбывания он получает стрелу в лоб. Новые правила игры диктует голос маньяка, который передает участникам послания со страшилками, по сюжету которых они должны умирать.
Первая мысль – «Десять негритят» Станислава Говорухина по Агате Кристи, где герои умирали по сюжету детской считалки. Затем, повесть «Отель «У погибшего альпиниста» Аркадия и Бориса Стругацких и еще один не очень известный фильм чешского режиссера Веры Хитиловой «Турбаза «Волчья». Классический сюжет, когда группа людей оказывается в замкнутом пространстве, где ситуация выходит из-под контроля. Но в первом случае это блестящий отточенный детектив, в котором у каждого участника своя история. Второй случай – фантастика, где инопланетяне проводят опыт над земными подростками, подвергая их психологическим испытаниям.
В «С.С.Д.» молодые люди, попавшие в ловушку, теряют человеческий облик. То, что попали туда именно они, обусловливает отбор в реалити-шоу, куда якобы, как правило, попадают не самые умные и талантливые, а глупые и тщеславные. За это режиссеру респект. Акцент справедливо сделан на нагнетание ужаса (что в целом получается) и смаковании кровавых сцен. Но возмущает путаница и бредовость сюжета. Непонятно, каким образом тасуются события реалити-шоу, как они переплетаются с тем, что происходило в пионерлагере в 1984 году, когда там, по официальной версии, действовал маньяк, а на самом деле действовали мистические силы.
Кто-то любит ужастики. Я не очень. Поэтому по выходу из кинотеатра испытывала ощущение дрожи, тошноты и раздражения от непонятного финала. Еще тошнота усугубилась тем, что публика в зале хлопала и издавала восторженные возгласы в момент самого смачного «мочилова». Это новое поколение или я не туда попала? В любом случае мне показалось, что романтика пионерских ужастиков была в каком-то смысле поругана. Они заслуживали лучшей участи.