Российские официальные лица наперегонки хоронят США – дескать, была империя, да вся вышла. И в экономике у них ипотечный кризис, и во внешней политике – сплошной Ирак. А тут еще мир стал многополярным. Одним словом: «Гуд-бай, Америка, о┘ Мне стали тесны твои тертые джинсы».
Уважаемые господа, если джинсы вам стали тесны, надо купить на размер больше или сесть на диету. Нефтедоллары не назовешь здоровым питанием. Лидерство США основано не только на экономике и наиболее мощном военно-политическом блоке в мире. США – культурная, интеллектуальная, технологическая, эстетическая и даже этическая метрополия мира. Мы говорим на их языке, смотрим их фильмы, cлушаем их музыку, учимся по книгам их экономистов и политологов, хотим иметь небоскребы, как в Нью-Йорке, пользуемся американским программным обеспечением и даже научились называть свободу высочайшей ценностью. США стали фундаментом современной постиндустриальной цивилизации так же, как Рим – даже после своего падения в 476 году н.э. – оставался фундаментом европейской культуры и политической жизни вплоть до эпохи Просвещения, а через право и философию он во многом продолжает влиять на нашу жизнь и сегодня.
Нам всем необходимо усвоить, что лидерство – это не много нефти или много ракет. Это прежде всего аккумуляция интеллектуального, идеологического, информационного и технологического потенциала, который открывает новые горизонты для всего мира, определяет систему этических координат, генерирует тренды и смыслы.
Я недавно вернулся из Дубая, который является яркой иллюстрацией тезиса о многополярном мире. За несколько лет этот крошечный городок в Персидском заливе превратился в одну из самых влиятельных столиц Земли. Кстати, нефть приносит ему не более 5–7% доходов. Дубай – это туризм с истинно восточным шиком, но это и глобальный центр мировой торговли, финансов и информации на перекрестке Востока и Запада. Тем не менее нельзя не признать, что по своей функции Дубай – не более чем крупный сервисный центр, обслуживающий мировую экономику и жадных до солнца бледнолицых. В этом смысле он мало чем отличается от Китая с его сборкой и пошивом всего на свете. Таким же остается Сингапур, Гон-Конг, Тайвань, да и Россия, снабжающая платежеспособных соседей газом, нефтью и лесом.
В сервисе нет ничего дурного, кроме, пожалуй, одного. Будучи сферой обслуживания, едва ли уместно претендовать на что-то, кроме чаевых. Бунт же официанта против клиента – это совок и хамство. Обвал российского рынка акций, раздутого некогда до небес портфельными инвесторами, – хороший урок. А ведь Россия – не Дубай. 50 лет назад на месте нынешних небоскребов стояли лачуги из пальмовых ветвей, а главным богатством шейхов являлись верблюды. Россия и 50 и 150 лет назад была страной великой литературы и науки. Химия, физика, медицина, генетика, космонавтика – где все это теперь? Более 50% школьников не в состоянии сдать ЕГЭ по русскому и математике.
Надо признать, даже если нам это сильно не по душе – а мне это не по душе точно, – мир, конечно, стал многополярным, но он по-прежнему делится на тех, кто генерирует тренды и смыслы, и тех, кто их обслуживает. Наиболее способные представители сферы услуг научились даже подражать трендсеттерам. Они строят многоуровневые эстакады, целые аллеи небоскребов, ездят на роллс-ройсах «Фантом» и заказывают дишдаши у Тома Форда. Но все это, ей-богу, похоже на театральные декорации, чтобы подлинные князья мира сего везде чувствовали себя как дома.