Одни говорят – искусство элитарно по определению, другие – что массовый интерес к нему закономерен. Выставка в аэропорту "Толмачево" показала – правда где-то посередине.
Фото Артема Менсимова
Вывез коллекционер Пьер-Кристиан Броше свою коллекцию в Новосибирск. Вообще-то он давно ее уже возит. Она и во Владивостоке побывала, и в Хабаровске. В планах Калининград в 2009 году. Смысл – разомкнуть Садовое кольцо. Показать то есть, что идеи Павла Пеперштейна и Сергея Браткова, а также Владика Мамышева-Монро внятны всем российским потребителям искусства. Ну еще, наверное, этих самых потребителей в глубинке отыскать. Или взрастить. Привить им вкус и необходимый навык к распознаванию нового и прекрасного. Пьер-Кристиан Броше по-прежнему уверен, что будущее за художниками и только за ними. Они, говорит, сейчас популярнее даже олимпийских чемпионов. (Ну это, положим, спорно, хотя при грамотном промоушне, разумеется, достижимо.) Уверен в этом теперь еще и Артемий Троицкий, который прибыл в Новосибирск вместе с делегацией коллекционеров-художников-журналистов представлять выставку «Будущее зависит от тебя. Новые правила» в новосибирском аэропорту «Толмачево». Позвольте, Артемий, спросил кто-то из журналистов на пресс-конференции, но ведь ваша первоначальная стихия музыка, почему вдруг вы здесь? Троицкий все объяснил. Сказал: так и так – музыка больше смыслов не производит, глянцевый мир (а представляли Троицкого именно как идейного вдохновителя первого русского Playboy) представляется ему теперь выморочным, а вот визуальное искусство интересно – там жизнь. Журналист не унимался и продолжал настаивать на теме кардинальной смены качеств. «А не желаете ли, Артемий, тогда уже в арт-критики переквалифицироваться? А то современное искусство сейчас невыразимо модно. Все его хвалят, а критиковать – не критикуют». «Нет!» Сказал, как отрезал. Собирать я собираю, но только то, что дарят мне люди, с которыми приятно выпить-посидеть. А вообще я, мол, в этом не понимаю ничего в сравнении с теми, «кто эту поляну по двадцать лет возделывает». Так и сказал.
Ну ладно. Обойдутся арт-критики без Троицкого. А по поводу места вот что: организаторы решили перенять передовой зарубежный опыт – там давно борются со стрессами (перелет всегда стресс, верно ведь?) арт-терапией. Так, в Хитроу аэропорт давно напоминает галерею современного искусства. В Сингапуре тоже. И даже где-то еще. А у нас все еще пока по старинке – и в смысле борьбы со стрессами, и в смысле украшения аэропортов.
В общем, «Толмачево» – пионеры. Правда, в кулуарах ходили слухи, что вешать картины в непредназначенном для этого месте рискнули еще и потому, что не смогли договориться с руководством местного музея. Там с недоверием отнеслись к славе, которую создал новому искусству бывший министр культуры Александр Соколов, не пустив его в Париж. Впрочем, «Синие носы», к примеру (их работы тоже участвовали в выставке «Будущее зависит от тебя. Новые правила»), ни на минуту не унывали. И Вячеслав Мизин любезно провел для московских журналистов экскурсию по своему родному городу. Оказывается, у местной богемы тоже есть свой «Гараж». В пику Даше Жуковой один венгерский художник в одном из уютных новосибирских двориков обустраивал ржавый коричневый гараж. Пока московские арт-критики отстраненно изучали сибирскую экзотику, он любовно прибивал к «Гаражу» табличку из деревянных реек с надписью White cube. Такая вот альтернативная акция. В ней, кстати, невольно принял участие искусствовед Александр Панов, это он, сделав грозное искусствоведческое лицо, с криками «я хочу посмотреть новое выставочное пространство!» погонял водителя по направлению к проанонсированному Вячеславом Мизиным местному «Гаражу», не пустив коллег Фаину Балаховскую и Ирину Кулик в местный зоопарк.
Москва–Новосибирск–Москва