Иван Ургант задал тон празднику.
Фото Ирины Осиповой
Кажется, Васильевский остров был перекрыт весь. Blondie в Петербурге встречали с меньшим энтузиазмом. По крайней мере папарацци в гостинице «Холидей Клаб», пришедшие на ее долю, смотрелись сиротливо по сравнению с толпой, которая скопилась в этот день неподалеку – вокруг шатра у единственной пока в Петербурге частной художественной галереи. Этим, кстати, был обещан концерт «Мумий Тролля».
Празднование годовщины галереи Ивана Славинского было решено организаторами в духе маскарада. Так и значилось в приглашении – «бал-маскарад». Женщинам явиться нужно было непременно в вечернем платье. А мужчинам┘ соответственно. Идея маскарада в Петербурге не самая оригинальная, поскольку лежит на поверхности ассоциативного ряда любого обывателя, который здесь никогда не бывал. Но все же весьма удачная, ибо под маской, как известно, можно все┘
При входе гостям, естественно, предлагалось выбрать себе маску, хотя здесь тоже возник вопрос, какое отношение, скажем, маска комедии дель-арте имеет к классической карнавальной маске, ну да это в сторону, так как ассоциация тоже подразумевает некую вольность.
Так называемое карнавальное (или маскарадное) самочувствие просто витало в воздухе и набрасывалось с отчаянной скоростью на всякого попадавшего под сень шатра, раскинутого прямо посреди улицы – возле входа в саму галерею, именно там, под его драпировками, и был организован стол-фуршет с креветками в молоке, а также помост, который напоминал пустую картинную раму эпохи барокко. Она по мере развития праздника наполнялась все новыми и новыми участниками, сменявшими друг друга и так непохожими между собой, что невольно рождались ассоциации со средневековыми вертепными театрами. Сначала в раме, то есть на сцене, то есть внутри импровизированного полотна, были только микрофонные стойки. А потом нарисовался Иван Ургант, которому и досталась роль первого шпрехшталмейстера. Гости заметно воодушевились, отставили в сторону бокалы с шампанским, на дне которых плавали стразы Svarowsky (гостям было предложено поучаствовать в лотерее, на дне одного из бокалов находился настоящий бриллиант), быстренько поглотили креветки на шпажках в кокосовом молоке и приготовили руки для аплодисментов. И первая шутка Ивана Урганта не заставила себя долго ждать: «Картинами Ивана Славинского нужно любоваться на расстоянии как минимум семи метров». Все дружно зааплодировали, но на уровне ассоциации подумали – «большое видится на расстоянии». Вскоре «в раме» появился и сам юбиляр – Иван Славинский, он был назначен королем бала и выглядел, как в той песне – «и неясно прохожим, почему я веселый такой». Хотя многим гостям и тем, кто побывал на пресс-конференции, предшествовавшей празднику, очень даже ясно. За прошедший год галереей Славинского было продано работ (треть первоначальной экспозиции) на сумму свыше 1 млн. долл., стоимость картин новой коллекции колеблется на данный момент от 20 тыс. долл. до 300 тыс. долл. (полотна 3х4 метра). Также за прошедший год галерея провела несколько масштабных мероприятий, среди которых выставка к 305-летию Петербурга «Четыре века русской живописи» (из частных собраний коллекционеров).
Апогей вечера наступил, когда на сцене появился «Мумий Тролль», под песни которого продолжился бал-маскарад на Васильевском острове. Петербургские бизнесмены и их подруги, подобрав платья в пол, лихо отплясывали под «Медведицу» и знаменитое «Утекай».
Не знаю, обливалась ли Венеция с ее маскарадными традициями горючими слезами зависти, пока на Васильевском гремел бал-маскарад, но все присутствовавшие остались довольны и унесли с собой атмосферу праздника. А одна гостья удалилась, сжимая в ладони обещанный бриллиант.
Москва–Санкт-Петербург