Гера Моралес чуть не улетел.
Фото Алисы Калининой
За пять лет своего существования джаз-фестиваль в Архангельском сменил идеологию, контент, название, спонсоров, но одно осталось неизменным: атмосфера. Прекрасная, совершенно европейская атмосфера расслабленно-безопасного мероприятия на открытом воздухе.
Но обо всем по порядку. Во-первых, «джаз» – это, конечно, смело сказано. Все-таки не только джаз здесь играют. Скажем так: живая музыка. Потому что на фесте выступали и выступают группы вроде «латинообразных» питерцев Markscheider Kunst или питерских же «детей» Тома Уэйтса, Billy’s Band.
Фестиваль начинался как мероприятие для российских музыкантов. Пусть эти российские музыканты занимаются карьерой в США, как, например, выступавшие в разные годы здесь контрабасист Борис Козлов и трубач Алекс Сипягин. В прошлом году фестиваль закрылся просто-таки историческим событием: концертом басиста-виртуоза Маркуса Миллера. Это был первый концерт замечательного басиста, композитора и продюсера (и, как все до конца дней будут прибавлять, «соратника Майлса Девиса») в Москве.
В этом году снова было несколько сцен. На «площадке Livejournal» играли африканскую этнику (ну на взгляд просвещенных знатоков – все-таки не чистую этнику, а некое шоу «по мотивам» Черного континента). Расслабленной получилась площадка «Лаунж», разместившаяся у самой Москвы-реки. Но там играли доморощенный лаунж на английском с акцентом – это невыносимо. Ну это то, что ваш обозреватель видел.
Впервые прошел конкурс молодых исполнителей джаза – победителей голосования в интернете.
Помимо конкурсов, лаунжа, экзотики и рок-н-ролла – выступления настоящих джазменов: американца Чарли Хантера (играющего на гибриде гитары и бас-гитары, собственного изобретения), Билли Кобэма с коллективом басиста Алекса Ростоцкого и легенды джаза, «ридиста» (исполнителя на тростниковых духовых) Юсефа Латифа, которому мы желаем дожить до ста лет, тем более что не так уж долго осталось. Латиф выступал с более молодыми французскими коллегами, Belmondo Quartet. Это было сильно: ощущение не какой-то там «сопричастности истории», а – исключительного качества душевный «боп», выделки полувековой давности┘
Закрыла фестиваль модная в 90-е английская группа The Brand New Heavies (впервые в Москве) – под их энергичный фанк толпа народа на поле так танцевала, что, казалось, земля немного колеблется. Хотя если земля не поколебалась в этом году – наверняка это произойдет в следующем. Джазмены и джазфены это обеспечат.