0
1213
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

06.06.2008 00:00:00

Попытка искажения пространства

Тэги: выставка, картины, новиков, пространство


Маленький, игрушечный луноходик пробирается по поверхности Луны, которая вместо кратеров испещрена черными правильными кругами и напоминает желтую материю в горошек. Собственно, это материя и есть. В центре красного полотна стартует ввысь советская ракета. Черный пароходик тонет в песках высохшего Арала: причем на картине желтое пространство песка пестрит маленькими якорьками.

В затемненном зале – полотна синего, красного, оранжевого и белого шелка, расшитые диковинными птицами и цветами. В центре пространства – известные картины. Этот контекст как бы концентрирует на них внимание зрителя. Лики античных статуй или безмятежные юноши и девушки с шедевров эпохи Возрождения становятся героями серии «Счастье в садах», Саломея и Иродиада – героинями серии «Путешествия Оскара Уайльда».

Но вот – выстрел. Картина «Ноль Объект». Кажется, что полотнище черного, словно обугленного панбархата пронзила пуля. «Что может произойти в случае прохождения пространства через Ноль–Объект? Ноль–Объект является той дыркой от бублика, которая выворачивает пространство наизнанку». Это высказывание автора выставки, ныне покойного художника Тимура Новикова. И не случайно в ассоциативный ряд выстраивается знаменитая communication tube.

Тимур Новиков был активным деятелем неформального питерского художественного пространства конца XX века. Его жизнетворчество, выходящее за рамки живописи, вряд ли можно описать в одной статье. Если рассуждать энциклопедично, то художника классифицируют как основателя питерского неоакадемизма, если шире, его называют неутомимым двигателем творческого процесса, работающего в разных жанрах.

Новиков был другом, соратником и вдохновителем Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя, Владимира Соловьева и иже с ними. Все сходятся в одном: это был человек необычной формации. Уже в молодые годы он осознавал себя частью художественно-исторического процесса. В ранний период Новиков рисовал питерские пейзажи. В разрез с популярным тогда в неформальной среде авангардизмом работы были сделаны в классической манере.

Затем, в силу того что диапазон интересов и творчества разрастался, художник последовательно «болел» авангардом, экспрессионизмом, примитивизмом. Позднее он уже сам придумал неоакадемизм, увлекся церковной вышивкой, шелкографией, стал работать с религиозной темой; провозгласил возврат к классическому искусству. То, что к концу жизни он ослеп из-за тяжелой болезни, современники считают особым знаком.

Помимо всего Новиков был организатором множества объединений, в том числе «Новые художники», «Новые композиторы», «Новый театр», Свободный Университет, «Клуб друзей Владимира Маяковского». Чтобы определить его роль в тогдашней атмосфере, друзья придумали название – господин оформитель. Он лепил форму не только в живописи, но в движении, музыке.

Им руководил принцип «всечества». Он участвовал в создании концертов «Поп-механики» и «Кино», в постановке фильма Владимира Соловьева «Асса», снимался в фильме «Рок», ставил балеты, спектакли, балы и показы моды. Он создавал музыкальные инструменты, самым знаменитым из которых стал утюгон, который Сергей Летов описал в своих поминальных записках.

Утюгон представлял собой кухонный столик. В столешницу были вбиты гвоздики, на которые гитарными струнами были подвешены старые чугунные утюги. Около струн на столешнице крепились гитарные звукосниматели, передававшие сигнал на усилитель и колонки. С другой стороны в стол были воткнуты кухонные ножи. Их вибрация также снималась звукоснимателями. При ударе по столу палочками получалось звучание электроусиленного ксилофона.

В 1980-е годы Новиков начал работать с тканью. На подковырки, что это, мол, не мужское занятие, он отвечал, что работа с текстилем наиболее близка к народному творчеству, к истокам. Он экспериментировал с пространством и масштабом, большое значение уделял линии горизонта. Знаки перспективы – кораблик, домик, солнце – превращали ткань то в гладь моря, то в пейзаж, то в небо. На выставке можно увидеть около 30 полотен-горизонтов и текстильных коллажей этого периода.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1253
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3122
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2219
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1774

Другие новости