От смысла к символу.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
В Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) состоялась презентация уникального проекта – «Международной выставки каллиграфии». Сама выставка состоится в сентябре в Санкт-Петербурге. Однако и ее краткая московская «реплика» вполне дает представление о том, какое грандиозное зрелище нас ожидает.
Выставочная компания MVK – при поддержке Ассоциации выпускников МГИМО и Большого театра России, – участвовавшая в организации этой презентации, впервые в современной России представила экспозицию работ самых знаменитых каллиграфических школ мира. Славянская письменность на древе языков мира в коллекции мастеров виртуозного пера из Европы, стран Балтии, США, Израиля, Китая, Японии, Сирии, ОАЭ. Рукописные изыски ведущих каллиграфов современности из России, Белоруссии, Украины выставлены рядом с музейными образцами рукописных текстов – раритетами X–XVII веков. Например, в экспозиции представлено так называемое «Архангельское Евангелие» 1059 года – одна из самых ранних датированных рукописных книг Древней Руси.
«Наш замысел, – подчеркнул инициатор проекта, член Ассоциации выпускников МГИМО и генеральный директор компании MVK Алексей Шабуров, – возрождение древнейшего искусства красивого письма, развития каллиграфии как одного из поэтичных, вдохновенных способов научить нравственности, передать традиции, способствовать духовному и культурному совершенствованию великой нации».
Как стало известно корреспонденту «НГ», организаторы выставки готовят к сентябрю суперсюрприз – рукописное каллиграфическое издание Конституции Российской Федерации. Если все сложится, как задумано, то его собираются вручить лично президенту Медведеву. Впрочем, выставку смогут увидеть не только в Санкт-Петербурге. В октябре экспозиция отправится в Ростов-на-Дону, а в ноябре – обоснуется в стенах Государственной Думы в Москве.
Кстати, замечу, удивило большое число авторов-каллиграфов из Белоруссии и Украины. Некоторые их работы просто завораживают. Отмечу только одного, белоруса Руслана Найдена. Его работа из пяти листов, «Автографы», – это пять фаз превращения простой подписи в некое подобие «Черного квадрата» и обратно. Некое клонирование одних и тех же рукописных литер с постоянным добавлением новых смыслов в каждой фазе. Простота замысла, динамика и поражающая даже непрофессионала титаническая кропотливость исполнения потрясают.
Рассказывать о произведениях художников-шрифтовиков трудно – это надо видеть собственными глазами. Недаром «каллиграфия – это музыка, только обращенная не к слуху, а к глазу». Пусть не полное, но представление о выставке дадут некоторые названия представленных каллиграфических текстов: «Танец букв», «Магдалина в пустыне», «Любовь», Utopia, «Ни дня без линии», ABC Song┘
А кроме того, искусство каллиграфии – это тонкая моторика, которая позволяет чудесным образом переносить потенциал отечественной и мировой культуры прямо в растущий мозг ребенка. Впрочем, как справедливо замечают организаторы выставки, «искусство каллиграфии дает возможность развития личности в любом возрасте».
«Слова заканчиваются, смысл длится бесконечно»┘