Автор представленных работ – человек, побывавший в разных странах и повидавший мир, – жена посла Португалии в России Ирина Марселу Курту. То, что скитания по миру – а Ирина вместе с мужем жила и в Португалии, и в Мексике – нередко подвигают человека к поискам способов самовыражения, не редкость, в данном же случае восхищение вызывает форма, которую самовыражение приняло. Ирина пишет иконы и сама делает для них оклады.
Изящные, но суровые лики в обрамлении серебра и латуни, сверкают полудрагоценные и драгоценные камни – лазурит, сердолик, агат, аметист┘ Если приглядеться – икона, написанная по всем канонам, а если вглядываться долго, то проступают непривычные, заморские черты. То ли лики менее суровые, чем мы привыкли встречать в церкви, то ли орнамент окладов необычен.
«Я начала учиться гравировке в Мексике. Для меня стало открытием, что в этой стране занимаются таким искусством, которое ассоциируется исключительно с Россией и Грецией. Работать по металлу оказалось очень увлекательно. Надо сказать, что я никогда не училась в художественной школе, но внутри почему-то всегда знала, что если попробую заниматься иконописью, то смогу научиться этому, – рассказала Ирина Марселу Курту. – В 2004 году мы вернулись в Москву, и я испросила благословения владыки Нифона Филиппольского на начало обучения. Теперь у меня есть учитель – мастер иконописи Антиохийского подворья.
В своем творчестве Ирина использует аутентичные технологии – темперную живопись и басму. Темпера пришла в Россию из Византии как раз вместе с традицией иконописи и подразумевает использование минеральных и органических красок и яичной эмульсии в качестве связующего раствора. Консервируют картину с помощью спиртового раствора. Басма – технология тиснения по металлу, но Ирина, используя классические инструменты, сама разрабатывает узоры и производит тиснения, избегая использования деревянных или металлических матриц. На выставке можно было увидеть всего 20 работ, некоторые из которых – замечательные образчики духовной живописи. Икон же у Ирины пока всего шесть.
– Два с половиной года работы – это очень мало, ведь создание иконы требует больших физических и духовных затрат. Когда я заканчиваю работу, у меня появляется чувство, что я сама не могла создать такое. Это совершенно потрясающее ощущение! Сейчас я следую советам моей учительницы, образы выбирает она. В основном это Спаситель и Матерь Божья. Для меня будет большой честью, если икону возьмут в храм или монастырь.
То, что иконы написаны по православному канону, не смутило пришедших на открытие выставки священнослужителей самых разных конфессий. Среди почетных гостей был и Представитель папского Совета по содействию христианскому единству Его Высокопреосвященство кардинал Вальтер Каспер, очень высоко оценивший работы Ирины Марселу Курту.