Коллажи Бахчаняна построены на контрасте образов Пикассо и эпохи соцреализма. «Picasso–СССР» № 34.
Фото предоставлено организаторами выставки
Если поразмыслить о приметах современного искусства, то становится ясным, что на первый план выползают эклектика, микс, смесь и сумбур. И это объяснимо. В поисках новых форм художники, музыканты, режиссеры и танцоры балансируют на грани, сталкивая, смешивая жанры, ожидая взрыва и резонанса. На этом фоне выставка художника и литератора Вагрича Бахчаняна «Picasso – СССР» выглядит вполне логично.
Закономерно и то, что образы соцреализма осмысляет бывший заядлый антисоветчик, видный герой отечественного андеграунда. Родившись в Харькове, Бахчанян в 1957 году учился у известного авангардиста Василия Ермилова. В 1967–1974 годах в Москве работал в отделе юмора «Литературной газеты». Его коллажи публиковали журналы «Знание – сила» и «Юность». С начала 70-х работы художника стали активно выставлять за рубежом, а в 1974-м он эмигрировал в США, где проживает и ныне.
Бахчаняна именуют всяко: и наследником классического русского авангарда, и отцом соц-арта. Интересно также, что его художественный ряд всю жизнь подкрепляла литература. «Демарш энтузиастов» в соавторстве с Сергеем Довлатовым (1985), «Мух уйма: художества» (2003) и «Вишневый ад» и другие пьесы» (2005) – эти вещи отличает смесь юмора и абсурда. Не многие знают, что Бахчанян – автор афоризмов: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» и «Бумажник – орудие пролетариата».
12 мая в крохотной галерее pop/off/art накопилось много публики. Виновник торжества охотно общался со старой когортой – карикатуристами, в разные годы работавшими в «Литературке». В их беседах не стало лишним белое и красное вино, а также «беленькая», закончившаяся, кстати, довольно быстро. А поговорить было о чем. Основой проекта Вагрича Бахчаняна стало совмещение, скрещивание работ Пикассо с соцреалистическими произведениями – картинами, плакатами, скульптурами и фотографиями. Серия «Picasso – СССР», включившая 34 коллажа, выполненных за период с 1984 до 2005 года, стала своеобразной рефлексией художника, анализирующего ушедшую эпоху.
Сначала подобное «встраивание» Пикассо в соцреалистические картины кажется грубым и некорректным. На фоне цветных многогранных фантазий, разбирающих объекты на детали, отплясывает фронтовичка, увешанная медалями. Из-за яркого натюрморта с гитарой и картами выглядывает газета «Труд». Взгляд печального Арлекина с картины «В кабаре Лапин Агиль, или Арлекин с бокалом» падает на грубую руку большевика и книгу с надписью «Пятилетний план». Только потом обнаруживаешь тематические сцепки образов в пространстве полотна и ощущаешь, насколько остро они изумляют друг друга свой разностью.
Сам Бахчанян говорит, что для него между Пикассо и художниками советской эпохи нет общего. Серия построена на контрасте. Реализма и модернизма, капитализма и социализма, уникальности и тиражирования. Стыковка происходит не на уровне форм, чуждых и отторгаемых друг другом, а на уровне осмысления борющихся друг с другом стихий. Любительницы абсента поглощают свой напиток на фоне плаката «Пьянство – зло!». Печальная пара с полотна Пикассо «Жизнь» вступает на солнечный луг, где колхозники празднуют годовщину Октябрьской революции. Массивный акробат из «Девочки на шаре» соседствует с монументальным памятником вождю мирового пролетариата. Каждый коллаж рождает энное количество ассоциаций, в которых глубина и раскованность образов Пикассо подчеркивают простоту, схематичность и ограниченность совдепа.