0
3174
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

16.05.2008 00:00:00

Соцреализм и авангард: взаимное изумление стилей

Тэги: выставка, художник, соцреализм, авангард


выставка, художник, соцреализм, авангард Коллажи Бахчаняна построены на контрасте образов Пикассо и эпохи соцреализма. «Picasso–СССР» № 34.
Фото предоставлено организаторами выставки

Если поразмыслить о приметах современного искусства, то становится ясным, что на первый план выползают эклектика, микс, смесь и сумбур. И это объяснимо. В поисках новых форм художники, музыканты, режиссеры и танцоры балансируют на грани, сталкивая, смешивая жанры, ожидая взрыва и резонанса. На этом фоне выставка художника и литератора Вагрича Бахчаняна «Picasso – СССР» выглядит вполне логично.

Закономерно и то, что образы соцреализма осмысляет бывший заядлый антисоветчик, видный герой отечественного андеграунда. Родившись в Харькове, Бахчанян в 1957 году учился у известного авангардиста Василия Ермилова. В 1967–1974 годах в Москве работал в отделе юмора «Литературной газеты». Его коллажи публиковали журналы «Знание – сила» и «Юность». С начала 70-х работы художника стали активно выставлять за рубежом, а в 1974-м он эмигрировал в США, где проживает и ныне.

Бахчаняна именуют всяко: и наследником классического русского авангарда, и отцом соц-арта. Интересно также, что его художественный ряд всю жизнь подкрепляла литература. «Демарш энтузиастов» в соавторстве с Сергеем Довлатовым (1985), «Мух уйма: художества» (2003) и «Вишневый ад» и другие пьесы» (2005) – эти вещи отличает смесь юмора и абсурда. Не многие знают, что Бахчанян – автор афоризмов: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» и «Бумажник – орудие пролетариата».

12 мая в крохотной галерее pop/off/art накопилось много публики. Виновник торжества охотно общался со старой когортой – карикатуристами, в разные годы работавшими в «Литературке». В их беседах не стало лишним белое и красное вино, а также «беленькая», закончившаяся, кстати, довольно быстро. А поговорить было о чем. Основой проекта Вагрича Бахчаняна стало совмещение, скрещивание работ Пикассо с соцреалистическими произведениями – картинами, плакатами, скульптурами и фотографиями. Серия «Picasso – СССР», включившая 34 коллажа, выполненных за период с 1984 до 2005 года, стала своеобразной рефлексией художника, анализирующего ушедшую эпоху.

Сначала подобное «встраивание» Пикассо в соцреалистические картины кажется грубым и некорректным. На фоне цветных многогранных фантазий, разбирающих объекты на детали, отплясывает фронтовичка, увешанная медалями. Из-за яркого натюрморта с гитарой и картами выглядывает газета «Труд». Взгляд печального Арлекина с картины «В кабаре Лапин Агиль, или Арлекин с бокалом» падает на грубую руку большевика и книгу с надписью «Пятилетний план». Только потом обнаруживаешь тематические сцепки образов в пространстве полотна и ощущаешь, насколько остро они изумляют друг друга свой разностью.

Сам Бахчанян говорит, что для него между Пикассо и художниками советской эпохи нет общего. Серия построена на контрасте. Реализма и модернизма, капитализма и социализма, уникальности и тиражирования. Стыковка происходит не на уровне форм, чуждых и отторгаемых друг другом, а на уровне осмысления борющихся друг с другом стихий. Любительницы абсента поглощают свой напиток на фоне плаката «Пьянство – зло!». Печальная пара с полотна Пикассо «Жизнь» вступает на солнечный луг, где колхозники празднуют годовщину Октябрьской революции. Массивный акробат из «Девочки на шаре» соседствует с монументальным памятником вождю мирового пролетариата. Каждый коллаж рождает энное количество ассоциаций, в которых глубина и раскованность образов Пикассо подчеркивают простоту, схематичность и ограниченность совдепа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
575
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости