Лариса Рубальская, Лия Ахеджакова и фотореализм.
В «Галерее Аллы Булянской» в ЦДХ проходит выставка Сергея Базилева «Про жизнь и про любовь┘».
В день открытия галерея кипела от публики. От сосредоточения такого количества народа и картин небольшой зал напоминал сумасшедшую всклокоченную палитру. И, поскольку люди от тесноты вначале не могли нормально разглядеть картины, то временами казалось, что сами полотна пристально и выжидающе смотрят на людей, акцентируя и сгущая атмосферу этого творческого и светского форума. Лавируя среди толпы, официанты с трудом одолевали броуновское движение, виртуозно угощая гостей соками и вином, а в качестве закуски – орехами и свежими овощами.
Открывшая шумный вернисаж, хозяйка галереи Алла Булянская долго, обстоятельно и с увлечением рассказывала про свое знакомство с героем выставки Сергеем Базилевым, состоявшееся еще в конце прошлого века. И, надо сказать, личность и творчество художника стоили такого внимания. Стиль и манера работы художника, возникшие еще в советскую эпоху, сформировались на базе сугубо реалистичного и, казалось бы, не очень живописного начала. Базилева считают одним из родоначальников отечественного гиперреализма или, как называли его изначально, фотореализма.
Стиль зародился в Америке и в Европе на рубеже 1960–1970-х годов, став логичной реакцией на засилье абстрактного искусства. В основе творческих работ, как уже можно догадаться, лежала фотография – результат действия холодного и бесстрастного объектива. Таким вот «окольным» путем она возвращала воображение творцов к четкой, объектной реальности. В СССР рождение гиперреализма относят к началу 1970-х. Сильнейшей стала группа киевских художников, откуда вышел Базилев. Эти живописцы уже тогда нечетко придерживались правила механического копирования снимков, в чем, собственно, и был залог творческого роста.
Сегодня формы искусства, метод которого почерпнут за границей, по принципу рикошета вернулись к западным ценителям. Булянская поведала публике, что 8–23 апреля выставка Базилева также проходит в The Art Club в Лондоне. Этот Клуб искусств, литературы и науки был основан еще Чарлзом Диккенсом и лордом Лейтоном. Выставку русского искусства, организованную Королевской академией искусств, проводят там впервые, и соотечественники вправе гордиться тем, что две из семи выставленных работ уже проданы. Специально для Лондона Базилев скопировал в меньшем формате свое монументальное полотно «Утро. Крещатик. День Победы».
На московском вернисаже эта картина размером 230 х 516 (кстати, нарисованная на экране) сразу притягивала взгляд. На ней автор изобразил своего отца, брата и себя на Крещатике советского Киева. В светлом оптимистичном полотне – тонкое и воздушное сочетание элементов русской классической школы живописи, отчасти той самой изначальной фотографичности гиперреализма и подчеркнутой ностальгии по советской эпохе. Приглашенная на вернисаж Клара Новикова подтвердила, что картина, пронизанная светом, воздухом и удивляющая мастерством передачи нежнейшей цветовой гаммы, предельно точно отражает атмосферу ее родного города.
Когда официальная часть с участием Клары Новиковой и Лии Ахеджаковой завершилась, публика осмотрела выставку. Нет, язык не повернулся назвать это фотореализмом. В вихре света, в танце водной, воздушной, солнечной и музыкальной стихий носились, плыли, ныряли и застывали будто бы размытые, а с другой стороны, фотографично выверенные образы знакомцев и незнакомцев, сына Федора и совсем «немилой» Милы. Особенно поражало мастерство, с которым художник изобразил руки, к примеру, направляющие объектив, задействованные в тостах или бледные, словно бы обугленные, лежащие на клавишах пианино. Интересно было узнать, как работает мастер. Сначала он выливает краски на горизонтальное полотно и пальцами намечает образ. Затем делает снимок, отражающий характерные качества модели, и с помощью него доводит картину до совершенства.
Эта живопись начиналась с объектива. Фото Алексея Калужских (НГ-фото) |