Ивы бессмысленны. Простая русская красота. Как водится, плачущая. Точнее, плакучая. Символ неизбывной отечественной тоски по чему-то небывалому. По солнечному несбыточному счастью. По знойной вечной радости, которая бывает где-то. Но не здесь и не с нами. А там где-нибудь. Скажем, в Италии. Оливы – щедрое дерево. Известное по легендам, мифам и банкам с консервированными солеными ягодами. Ивы – Россия. Оливы – Италия. Ивы – природа. Оливы – культура, цивилизация и прочие наслоения. Ивы – хрупкая женственность. Оливы – кряжистая мужская сила. Витальная энергия. Ивы – тонкие руки-ветки. Оливы – мускулистые тела-стволы.
Так по крайней мере или примерно так представила себе мироустройство художница Александра Вертинская.
Александра Вертинская – выпускница Суриковского института мастерской Таира Салахова, автора и пропагандиста знаменитого в Советском Союзе сурового стиля. И уж только потом (по крайней мере в этом сюжете) – наследница прославленной фамилии, дочь и племянница красавиц-актрис, внучка и тезка знаменитого шансонье, телеведущая и светская леди, жена галериста Емельяна Захарова.
От телепроектов после «Снимите это немедленно!» Александра Вертинская теперь отдыхает. От предложений снова поработать ведущей отказывается в пользу «спокойно порисовать». Чистой лирике – быть! Художник – пространство замкнутое, сложноустроенное. И от публичности, надо полагать, хотя бы тайно, но страдает. Поэтому, сбросив с себя нелегкое бремя медийных функций, Александра Вертинская вернулась к своему призванию и прямым художническим обязанностям.
Как гласили пресс-релизы, проект «Оливы&Ивы» представляет «новую» Вертинскую. Вместо шелкографии, мультимедиа и еще каких-нибудь технико-технологических арт-ноу-хау, которых можно сегодня ожидать даже от учеников Таира Салахова, Вертинская явила публике классическую живопись. Простую и милую. Бесхитростную и... впрочем, нет – легкое лукавство. Это ивы – просто живопись. Оливы организованы хитрее. Сначала художница наклеивала на холсты старинные карты, ноты, рисунки и прочие элементы перегноя цивилизации. И только потом на этой неровной поверхности чьего-то культурного прошлого прорисовывала узловатые оливы. В общем, это своего рода символ богатства и разнообразия красок Италии, которую Вертинская любит и посещает часто. То есть живет там по полгода. Там тепло, красиво и по родине скучать уместнее.
За скромные ивы было немножко обидно – им как будто внимания меньше. Усилий и, стало быть, любви. Ну легкая такая ревность, что ли. «Ага, художник, значит, Италию-то вы больше, чем Россию, уважаете!» – хотелось сказать. Хотя это, может быть, только на первый взгляд. И не говорил такого никто, разумеется. В день открытия вернисажа художница собирала цветы и комплименты.
И в целом проект вниманием обделен не был. Это мягко говоря. Потому что гостей в день открытия выставки в особняк на Новокузнецкой набилось столько, что, казалось, ивам и оливам уже тесно.
Были все. И эти все были так веселы, красивы и довольны друг другом, что не очень удобный вопрос «как вы понимаете современное искусство?» задавать никому не хотелось. Но пришлось. Под руку попался один из владельцев галереи «Триумф».
«Знаете, я занимаюсь не столько «современными художниками», сколько талантливыми художниками. И вообще-то я, конечно, боялся злых языков, когда затевал Сашину выставку, – признался корреспонденту «НГ» галерист Емельян Захаров. – Вот, думал, скажут: «Выставил свою жену...» Поэтому я максимально абстрагировался от происходящего. Курировал проект Александр Якут. Я не вмешивался. Но я очень уважаю то, что делает Саша. Она настоящий большой художник, а не домохозяйка, которая рисует акварельки».
«Ну, понятно – жену свою выставил – такого никто не говорил. Все были рады встрече с прекрасным и, казалось, благодарны авторам проекта за то, что «прекрасное» оказалось еще и красивым. В традиционном понимании этого слова. Ели клубнику, ананасы, пили шампанское. Светский вечер удался.