Мария Антуанетта уделяла внимание своим личным артистическим увлечениям.
Иллюстрация предоставлена организаторами выставки
В этом году, не без содействия фильма Софии Копполы, Мария Антуанетта (1755–1793) стала международной звездой: ее образ много используется в рекламе, ее имя цитируют видные политики, ведущие кутюрье создают эпонимный стиль, а французские дошкольники теперь вовсю играют в Марию Антуанетту. Но вот у русских воспоминание о последней французской королеве вызывает скорее печальные ассоциации, связанные с трагической казнью нашей последней царицы Александры Федоровны Романовой. Ведь история обеих государынь поражает параллельностью существенных фактов их жизни. Это были высокообразованные и одаренные личности, покровительницы искусств, любящие матери. Горячие патриотки новой родины, они были не любимы чернью за свое иноземное происхождение и обвинялись в шпионстве. Обманутые политическими манипуляциями, они стали предметом непристойных пасквилей и карикатур. Их жизнь насильственно прервалась в расцвете лет. Достоинство, с которым они держались, принимая неправедную унизительную казнь, настолько поразило мир, что обеих государынь стали почитать за святых.
Обширная выставка (более 300 произведений), открывшаяся в марте в парижском Гран-Пале, стала оригинальным ответом французских музейщиков возросшему интересу к казненной королеве. Воссозданные здесь фрагменты вещного мира, окружавшего Марию Антуанетту с колыбели до плахи, помогают узнать ее как человека.
Первые залы вводят нас в безмятежное детство принцессы в императорском дворце Габсбургов. На портретах бросается в глаза удивительное сходство членов всей императорской семьи. Сама Мария-Антуанетта больше походила на отца, чем на мать, – она была несомненно папиной дочкой.
Во Франции, куда австрийская принцесса прибыла невестой дофина, жизнь Марии Антуанетты протекала то среди довольно нудных придворных церемоний, то в пышных празднествах. Портреты запечатлевали чуть ли ни каждый шаг королевы – здесь и семейные заботы, и воспитание детей.
Французская королева любила красиво и модно одеться, однако ни платьев, ни париков или корсетов не сохранилось. От изысканных богатых нарядов королевы до нас дошли разве что образчики материй, из которых она заказывала себе платья: они вклеены в объемистую опись королевского гардероба.
Несмотря на напряженность придворной жизни, Мария Антуанетта смогла уделять время и своим личным артистическим увлечениям: она музицировала на арфе (о чем нам напоминают ее личные инструмент и ноты), пела и сочиняла музыку, участвовала в организации театральных представлений и даже сама играла на сцене.
Внезапно дворцовая роскошь и беззаботность сменились для государыни ужасами революционных мятежей и арестом – как видно по гравюрам, условия заточения ужесточались все сильнее. Последний этап – камера в тюрьме Консьержери, где при ней постоянно находились охранники, отделенные простой ширмой. Простая одежда и белье, несколько книг, которые она сохранила при себе. «Вдова Капет» (как она звалась отныне) занималась рукоделием, иногда могла писать.
Именно в этот тяжкий период, пережив казнь и мужа и близких друзей, низвергнутая королева сохраняла необыкновенную силу и величие духа. Простенький эскиз пером, набросанный знаменитым художником Давидом, который завершает прижизненную иконографию Марии Антуанетты. Она запечатлена здесь сидящей на телеге по дороге на эшафот – прямая женская фигура со спокойным лицом, с выражением глубокого достоинства, недоступным воздействию окружающего террора.
Париж